ПЛАТОН
ЗАКОНЫ
КНИГИ:
[1]
[2]
[3]
[4]
[5]
[6]
[7]
[8]
[9]
[10]
[11]
[12]
НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ
Афинянин. Ни в серьезных занятиях, ни в играх никто не должен приучать
себя действовать по собственному усмотрению: нет, всегда – и на войне и в мирное
время – надо жить с постоянной оглядкой на начальника и следовать его указаниям.
Даже в самых незначительных мелочах надо ими руководствоваться, например по
первому его приказанию останавливаться на месте, идти вперед, приступать к
упражнениям, умываться, питаться, пробуждаться ночью для несения охраны и для
исполнения поручений. [...] Словом, пусть человеческая душа приобретет навык
совершенно не уметь делать что-либо отдельно от других людей и даже не понимать,
как это возможно. Пусть жизнь всех людей всегда будет возможно более сплоченной
и общей. [...] Надо начальствовать над другими и самому быть у них под началом.
А безначалие должно быть изъято из жизни всех людей и даже животных, подвластных
людям.
Самое же главное – не следует портить силу головы и ног, облекая их лишними
покровами, ведь этим губят данные нам природой головные уборы и подметки.
Поддержание этих крайних частей в здоровом состоянии имеет весьма важное
значение для всего тела, плохое же их состояние очень вредно: ноги служат
всякому телу главными исполнителями, голова же – самым главным начальником...
Если кто из граждан пожелает в течение большего срока наблюдать жизнь других
людей, никакой закон им в этом не может препятствовать. Ведь государство, из-за
своей необщительности не ознакомившееся на опыте с хорошими и дурными людьми,
никогда не сможет быть достаточно кротким и совершенным. Да и законы невозможно
соблюдать, если они будут восприняты не сознательно, а лишь в силу привычки.
Среди прочих постоянно выделяются люди с божественным нравом, вполне достойные
общения. Правда, их немного, и в государствах с благими законами они встречаются
не чаще, чем там, где законы плохи. Человек, живущий в государстве с благими
законами, должен постоянно, странствуя по морю и по суше, разыскивать следы
таких людей, кто не испорчен, дабы с их помощью укрепить
хорошие стороны узаконений, а упущения исправить. Без таких поисков государство
не может быть вполне устойчивым, как и тогда, когда поиск выполняется плохо.
Хороший судья должен впитать в себя эти сочинения как средство,
предохраняющее от прочих учений, и совершенствовать как самого себя, так и свое
государство с целью уготовить хорошим людям сохранение справедливости и ее
развитие, а людям дурным – искоренение невежества, распущенности, трусости,
короче говоря, всевозможной несправедливости, насколько это в его силах и
насколько поддаются исцелению превратные мнения порочных людей. Для душ же тех
людей, которым суждено иметь такие мнения, только смерть может быть исцелением.
Поэтому прекрасно говорят о мертвых, что тело их лишь образ, сущность же
каждого из нас бессмертна: она именуется душой, которая отходит к иным богам,
чтобы отчитаться перед ними; как гласит дедовский закон,
для человека хорошего этот отчет не страшен, а для дурного очень страшен и
никакой серьезной помощи после смерти он ожидать не может.
Хорошие голова и душа спасают все живое. [...]
Короче говоря, ум, слитый воедино с прекраснейшими ощущениями, с полным
правом можно было бы назвать спасением всякого существа.
Если государство не будет всего этого иметь, не будет ничего удивительного,
коль скоро, лишенное ума и ощущений, оно в каждом деле станет отдаваться на волю
случая.
Самое же главное состоит в том, чтобы не блуждать, преследуя разные цели, но
иметь в виду что-нибудь одно и все стрелы метать всегда в этом направлении.
Теперь мы поймем, что нет ничего удивительного в блуждании государственных
узаконений, раз в каждом государстве цели законодательства разные. Неудивительно
также, что большей частью определяют справедливое положение вещей следующим
образом: в одних государствах считают справедливой власть нескольких лиц
независимо от того, лучше или хуже они остальных людей; в других – возможность
обогащаться независимо от того, становятся ли при этом люди рабами других или
нет; в третьих все стремление направлено к свободной жизни; законодательство
четвертых имеет две цели: самим быть свободными и владычествовать над другими
государствами. Наконец, есть государства, считающие себя самыми мудрыми, однако
они сразу преследуют все эти цели и не могут указать той главной и единой цели,
на которую должно быть направлено все остальное.
Мы указали ту единую цель, которую должен иметь в виду ум – ум кормчего,
врача или военачальника. Сейчас мы исследуем ум государственного мужа. Хорошо
было бы обратиться к нему, как к человеку, с таким вопросом: "О удивительный,
какова же твоя цель?"
Разве мы не сказали, что в каждом деле выдающийся демиург и страж должен не
только быть в силах наблюдать за многим, но должен еще стремиться к какой-то
единой цели, знать ее и сознательно направлять к ней все, что он охватывает
своим взором? [...]
Разве есть более точный способ созерцания, чем когда человек в состоянии
отнести к одной идее множество непохожих вещей?
...Никто из людей не располагает более ясным методом.
...Она самая старшая и божественная из всех вещей, движение
которых, соединившись со становлением, создало вечную сущность. Другой довод
касается всеобщего движения: в нем наблюдается стройный порядок, так как над светилами и прочими телами
господствует все упорядочивающий ум.
...При неодушевленности тел, не обладающих умом, не могли бы быть выполнены
столь удивительно точно все расчеты. ...Ум привел в стройный порядок все то, что
находится на небе.
Никто из смертных не может стать твердым в благочестии, если не усвоит двух
только что указанных положений. Первое – что душа старше всего, что получило в
удел рождение; она бессмертна и правит всеми телами; второе – что в звездных
телах, как мы не раз говорили, пребывает ум всего существующего.
...Нелегкой задачей будет найти, что именно надо изучать; нелегко также стать
учеником того, кто это нашел. Вдобавок есть еще определенный срок,
предназначенный для усвоения. [...] Ведь даже самим обучающимся неясно, какое
требуется время для изучения, пока каждый в глубине души не приобрел знаний по
этому предмету. Если сказать, что никакие сокровенные знания недоступны, то это
будет неправильно, ибо они недоступны в том смысле, что им нельзя предпослать
предварительных разъяснений.
Действительно, только тогда вполне, можно сказать, наяву осуществится то,
чего мы коснулись в нашей предшествующей беседе как бы во сне, слив воедино образ главы и ума.