ОЛИМПИОДОР
ЖИЗНЬ ПЛАТОНА
ПРИМЕЧАНИЯ
НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ
Аристотель, приступая к своей теологии, говорит: "Все
люди по природе стремятся к знанию, и доказательство этому
– их любовь к новым впечатлениям"
1.
Я же, приступая к философии Платона, скорее бы сказал, что
все люди стремятся к философии Платона, жаждут черпать
благо из его источника, спешат опьяниться его влагою и
преисполниться платонической боговдохновенностыо. Четыре
раза в четырех диалогах говорит Платон боговдохновенно.
Первый раз – в "Тимее", где он вдохновляется, обуянный
богом, и словно произносит речь творца к небесным силам об
их устроении, именуя их младшими богами
2;
оттого и Ямвлих в своих объяснениях называет этот диалог
"речью Зевса". Второе божественное вдохновение Платона
– в "Государстве", где он обуян Музами и представляет
Муз, вершащих исход созданного им государства; там он и
говорит: "Все, что возникает, неизбежно должно погибнуть"
3.
Третье божественное
вдохновение Платона – в "Федре", где Сократ в тени
платана философствует об Эросе, обуянный нимфами
4.
Четвертое божественное
вдохновение Платона – в "Феэтете", где он
вдохновляется философией и представляет философа-вождя, то
есть умозрителя
5.
Вот для чего стремятся все к платоновской философии.
Расскажем и о происхождении этого философа – не для
того, чтобы блеснуть познаниями, а для пользы и поучения
всех, кто стремится ему следовать. Ибо он не был человеком
незаметным, а, наоборот, "многих людей собеседником был". В
самом деле, отцом его, говорят, был Аристон, сын Аристокла,
род которого в свою очередь восходит к законодателю Солону.
Потому-то Платон и написал, усердствуя вослед своему
предку, "Законы" в 12 книгах и "Государство" в 11 книгах. А
матерью его была Периктиона из рода Нелея, сына Кодра.
Говорят, будто однажды ночью призрак Аполлона возлег с его
матерью Периктионой, а потом предстал перед Аристоном и
повелел ему не сочетаться более с Периктионою до тех пор,
пока она не родит ребенка, и тот повиновался. Когда же
Платон родился, то родители отнесли его, младенца, на
Гиметт, чтобы там за него принести жертву тамошним богам
Пану, нимфам и Аполлону-пастырю. И вот, пока он лежал, к
нему слетелись пчелы и наполнили его рот медовыми сотами,
чтобы воистину сбылись о нем слова:
Речь у него с языка стекала, сладчайшая меда
6.
А еще он называет себя "соневольником лебедей"
7,
как потомок Аполлона, потому что лебедь – это тоже
птица Аполлона.
Когда подошло время, он прежде всего поступил к
грамматисту Дионисию, чтобы научиться всей словесной науке:
о Дионисии он упоминает в диалоге "Любовники"
8,
чтобы и этого наставника
удостоить Платоновым упоминанием. После этого он учился
гимнастике у Аристотеля из Аргоса; здесь-то он и получил,
как рассказывают, имя Платона, а раньше его звали
Аристоклом, по имени деда. Имя это он получил за то, что
тело его было необычайно широким в двух местах – в
груди и во лбу; это видно и по его статуям, которые стоят
повсюду и изображают его именно таким. Впрочем, иные
утверждают, что он получил новое имя не за это, а за
широкий, разливистый, пространный свой слог, подобно тому
как Феофраст получил новое имя за свое божественное
красноречие, а прежде назывался Тиртамом
9.
Музыке обучал Платона Драконт,
ученик Дамона, также упоминаемого в "Государстве"
10.
Таковы были три предмета
обучения детей в Афинах: словесность, музыка и палестра
11;
и не без цели, а затем, чтобы
знание словесности развивало их разум, музыка смягчала их
душу, а занятия в палестре и гимнасии укрепляли их тело
против праздной похоти. Сам Алкивиад у Платона выступает
обученным именно так, потому и говорит о нем Сократ: "На
флейте играть ты не пожелал..." и т. д. Кроме того, учился
Платон и у живописцев – от них он узнал, как
смешиваются краски (о чем упоминается в "Тимее"
12);
учился и у трагиков, ибо они
считались наставниками всей Эллады, – к ним привлекла
его глубина мыслей и пафоса в трагическом стиле и героика в
содержании трагедий.
Он даже писал дифирамбы в честь Диониса, начинателя
трагедийного рода: ведь именно Дионису посвящен дифирамб, и
от Диониса получил свое название, ибо Дифирамб
["двувратный"] – это и есть Дионис, как бы дважды
прошедший сквозь врата рождения, у Семелы и в Зевсовом бедре
13;
у древних, как известно, был
обычай называть следствия по причине, так получил свое
прозвище и Дионис. Об этом говорит и Прокл:
Все, что меж предками есть, прикрепляется к поздним
потомкам.
А что Платон занимался дифирамбами, это видно из диалога
"Федр", который весь еще дышит дифирамбическим духом, так
как диалог этот считается первым из написанных Платоном.
Впрочем, нравились ему и комедиограф Аристофан, и Софрон, у
которых он воспользовался для своих диалогов правдивым
изображением действующих лиц, – нравились до того, что
на смертном одре его, говорят, нашли книжки Аристофана и
Софрона. А об Аристофане он даже сам сочинил такую эпиграмму:
Храм, что вовек не падает, искали богини Хариты;
Вот и открылся им храм – Аристофана душа
14.
Аристофана же он вывел и в диалоге "Пир", сам
воспользовавшись при этом комедийным приемом: он изобразил,
как Аристофан запевает гимн к Эросу, и вдруг на него
нападает икота, и он не в силах допеть гимн до конца
15.
Сочинял Платон и трагедии, и
дифирамбы, и еще что-то, но все это он сжег, когда послушал
беседы Сократа. При этом он произнес:
Бог огня, поспеши: ты надобен нынче Платону!
(Этим самым стихом воспользовался потом грамматик
Анатолий, обращаясь к градоначальнику Гефесту, и имел
успех; он сказал так:
О, Гефест, поспеши: ты надобен нынче Фаросу!)
16
Говорят, что, когда Сократ собирался принять к себе
Платона, ему приснилось, будто на коленях у него сидит
лебедь без крыльев, а потом вдруг у лебедя прорезаются
крылья и он взлетает ввысь со звонким криком, чаруя слух
каждому: так была предвозвещена будущая слава Платона.
После гибели Сократа, своего наставника, он учился у
Кратила, последователя Гераклита, и написал о нем диалог,
названный его именем: "Кратил, или О правильности слов".
Вслед за тем он отправился в Италию, нашел там
пифагорейскую школу, основанную Архитом, и вновь учился......
17,
где и упоминает об Архите.
Так как философу подобает быть любознательным зрителем
явлений природы, Платон отправился и в Сицилию из желания
увидеть огнедышащее жерло Этны, а вовсе не из любви к
сицилийской кухне, как утверждаешь ты, достойнейший
Аристид. Оказавшись в Сиракузах в правление тирана Дионисия
Старшего, он попытался преобразовать тираническую власть в
аристократическую и для этого явился к самому Дионисию.
Дионисий его спросил: "Кто, по-твоему, счастливец среди
людей?" – но Платон ответил: "Сократ". Дионисий опять
спросил: "В чем, по-твоему, задача правителя?" Платон
ответил: "В том, чтобы делать из подданных хороших людей".
Третий вопрос задал Дионисии: "Скажи, а справедливый суд,
по-твоему, ничего не стоит?" Дело в том, что Дионисий
славился справедливостью своего суда. Но Платон отвечал без
утайки: "Ничего не стоит, или разве что самую малость, ибо
справедливые судьи подобны портным, дело которых зашивать
порванное платье". Четвертый вопрос задал Дионисий: "А быть
тираном, по-твоему, не требует храбрости?" –
"Нисколько, – отвечал Платон, – тиран –
самый боязливый человек на свете: ему приходится дрожать
даже перед бритвой цирюльника в страхе, что его зарежут".
Дионисий на это разгневался и приказал ему в тот же день
покинуть Сиракузы. Так Платон был позорно изгнан из Сиракуз.
Вторая его поездка в Сицилию состоялась по следующей
причине. После смерти Дионисия Старшего тираном стал
Дионисий Младший, а братом его матери был Дион, с которым
Платон познакомился еще в первую поездку. И вот Дион ему
пишет: "Если ты приедешь сюда, то есть надежда
преобразовать тираническую власть в аристократическую".
Ради этого он и отправился в Сицилию вторично; но там
приближенные Дионисия оклеветали его перед тираном, будто
он задумал низвергнуть Дионисия и передать власть Диону; и
Дионисий приказал схватить его и передать для продажи в
рабство торговавшему тогда в Сицилии эгинцу Поллиду. Поллид
увез его на Эгину и там повстречал эгинца Анникерида,
который собирался плыть в Элиду на состязание колесниц;
этот-то Анникерид, встретив Поллида, и выкупил у него
Платона, стяжав себе этим больше славы, нежели колесничной
победою; об этом говорит и Аристид: "Никто бы и не знал об
Анникериде, если бы он не выкупил Платона".
Наконец, третью поездку свою в Сицилию он предпринял вот
почему. Дион, схваченный Дионисием, лишенный всего
имущества и брошенный в тюрьму, написал Платону, будто
Дионисий обещал отпустить его, если Платон вернется в
Сицилию. И Платон, чтобы помочь другу, без колебаний
пустился в третью поездку. Таковы были сицилийские
путешествия Платона.
Следует также знать, что ездил он и в Египет к тамошним
жрецам и у них изучил их священные науки. Оттого он и в
"Горгии" говорит: "Клянусь псом, этим египетским богом..."
18
Дело в том, что, как эллины
почитают статуи, так египтяне почитают животных, видя в них
символ того божества, которому они посвящены. Хотел он
познакомиться и с магами, но так как в это время в Персии
случилась война и он не мог туда попасть, то он отправился
в Финикию и там познакомился с магами и выучился магической
науке. Оттого он и в "Тимее" обнаруживает знание гаданий по
жертвам и говорит, какие значения имеет печень, утроба и
все остальное. Впрочем, об этом следовало сказать раньше,
чем о трех путешествиях в Сицилию.
Воротившись в Афины, он основал в Академии училище,
посвятив часть этого гимнасия Музам. И Платон был там
единственным человеком, с которым разговаривал даже
человеконенавистник Тимон. К его учению примкнули очень
многие, как мужчины, так и женщины, переодевавшиеся
мужчинами, чтобы его послушать; всем им он с величайшим
старанием доказывал, что его философия выше других. Он
отказался от сократовской иронии и обычая бродить по базару
и мастерским, охотиться за молодыми людьми и заводить с
ними беседы. Отказался он также от важной надменности
пифагорейцев, от их вечно запертых дверей и от их довода
"сам сказал!"
19
– со всеми он был
общителен и доброжелателен. Поэтому многие его любили и
многие были ему обязаны.
Незадолго до кончины он видал во сне, будто превратился
в лебедя, летает с дерева на дерево и доставляет много
хлопот птицеловам. Сократик Симмий истолковал это так, что
он останется неуловим для тех, кто захочет его толковать,
ибо птицеловам подобны толкователи, старающиеся выследить
мысли древних авторов, неуловим же он потому, что его
сочинения, как и поэзия Гомера, допускают толкования и
физическое, и этическое, и теологическое, и множество иных.
Оттого и говорят, что эти две души всесторонне гармоничны и
потому восприниматься могут весьма разнообразно.
Когда он умер, афиняне погребли его с пышностью и на
могиле его сделали надпись:
Двух Аполлон сыновей – Эскулапа родил и Платона:
Тот исцеляет тела, этот – целитель души
20.