ПОРФИРИЙ
ЖИЗНЬ ПИФАГОРА
ТЕКСТ
НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ
ПРИМЕЧАНИЯ
Порфирий (ок. 232 – ок. 301 н.э.), ученик Плотина, располагал для своей биографии Пифагора приблизительно теми же материалами, что и Диоген Лаэртский, но в своем изложении уже гораздо больше внимания уделяет легендам о волшебстве и чудотворстве Пифагора.
Ср. выше у Диогена VIII 1.
Семь наук (обычно – грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка) – энциклопедический канон, сложившийся в поздней античности.
Синхронизация "расцвета" Пифагора с его переселением в Италию.
Имя Астрей означает "звездный".
Так греки осмысляли демотическое, иератическое и иероглифическое письмо Древнего Египта.
Забрат или Зарат – искаженное имя Зороастра – Заратуштры.
См. у Диогена VIII 2 и Геродот. Ист. IV 95.
Смерть Аполлона – осколок древнейших мифов, в которых Аполлон выступает как умирающее божество природы. Триоп – сын Посидона, правнук Эллина, прародителя эллинского народа.
Идейские дактили (от Иды, горы на Крите) – демоны, чтимые на Крите; считалось, что они научили людей пользоваться огнем и железом.
Древнейший хтонический миф о смерти и воскрешении Зевса-Загрея, растерзанного титанами. Всесожжение – особенно торжественная жертва божеству, когда сжигалось на алтаре жертвенное животное целиком, а не только несъедобные части.
Четверка считалась священным числом как последний член прогрессии 1+2+3+4=10, первый квадрат ("число справедливости") и основа деления на 4 времени года, 4 возраста и т.д.
Гомер. Ил. XVI 51-60.
Искаженное Кае, река в Метапонте. У Диогена Лаэртского (VIII 11) название другое.
См. прим. 8 к VIII 11. Об Абариде подробнее см.: Геродот. Ист. IV 36.
См. VIII 60 (об Эмпедокле), I (об Эпимениде).
Эмпедокл, фр. 129 (пер. Г. Якубаниса).
Напротив нас, т. е. по другую сторону огня, образующего центр мироздания; поэтому Противоземля невидима нам.
Ср. прим. к VIII 12.
У Диогена Лаэртского (VIII 8 и 21) Фемистоклея.
От глагола dechomai (принимать).
После падения тирании в Сицилии в 343 г. до н.э.
Окончание биографии не сохранилось.
|
|