все ссылки на этой странице открываются в новом окне
23. эпихарм
а. свидетельства о жизни и сочинениях
1. СУДА, под словом «Эпихарм»: Эпихарм, сын Титира (или Химара) и Секиды, сиракузянин или уроженец сиканийского города Краста. Изобрел комедию в Сиракузах вместе с Формом. Поставил 52 драмы, а по словам Ликона [см. гл. 57], — 35. У некоторых он записан как косец из числа тех, что вместе с Кадмом переселились в Сицилию, у других — как самосец, у третьих — как уроженец Мегар Сицилийских. Он был [известен] за 6 лет до Персидских войн [480 г.] постановкой [драмы] в Сиракузах.
2. АРИСТОТЕЛЬ. Поэтика, 5. 1449b 5: Сочинение [связных] фабул — (Эпихарм и Формис) — первоначально пришло из Сицилии … Там же, 3.1448 а 31: На изобретение комедии притязают мегарцы: как здешние [= материковые] мегарцы, которые утверждают, что комедия возникла у них с установлением демократического правления, так и мегарцы из Сицилии, которые ссылаются на то, что оттуда [= из Мегар Сицилийских] был родом поэт Эпихарм, живший намного раньше [первых афинских комедиографов] Хионида и Магнета.
3. ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ, VIII, 78: Эпихарм, сын Гелофалеса, косец. Он тоже был учеником Пифагора. Трехмесячным [младенцем] его увезли [из Коса] в Мегары Сицилийские, а оттуда в Сиракузы, о чем он сам говорит в своих сочинениях. Надпись на его статуе гласит:
Сколь затмевает сияньем звезды великое Солнце,
Море насколько мопщей силы [всех] рек [на Земле],
Столь, говорю, Эпихарм превзошел [всех поэтов] искусством,
Коего отчий сей град сиракузян увенчал.
Он оставил записки, в которых содержатся рассуждения о природе, гномические изречения и рассуждения о медицине. В большинстве записок он сочинил акростихи, в которых ясно дает понять, что автор [этих] сочинений он. Скончался в возрасте 90 лет.
3а. ДИОМЕД ГРАММАТИК, с. 489 Keil = с. 58, 170 Kaibel: По мнению некоторых, живя в изгнании на острове Кос, Эпихарм впервые ввел в употребление этот род поэзии, поэтому комедия была так названа в честь косца.
*3b. ЭЛИАН. Пестрая история, II, 34: Рассказывают, что Эпихарм — уже глубокий старик — сидел как-то и беседовал со своими сверстниками. Один из присутствующих говорил: «Мне хватит еще пяти лет жизни», другой: «Мне трех», третий: «А мне четырех». Тогда Эпихарм заметил: «Милые вы мои! Что вы препираетесь и ссоритесь из-за нескольких дней? Над каждым из нас, собравшихся здесь, свой рок [демон], и все мы уж на закате наших дней, а потому всем нам впору как можно скорей отправляться в путь, покуда мы не изведали зла старости».
4. ЯМВЛИХ. О пифагорейской жизни, 266: К эксотерическим слушателям [Пифагора] принадлежал и Эпихарм, который, однако, не был членом пифагорейского
257
союза (σύστημα). Приехав в Сиракузы, он ввиду тирании Гиерона воздержался от того, чтобы философствовать открыто, и, переложив воззрения пифагорейцев в стихи, обнародовал учения Пифагора тайком в шутливой форме.
Там же, 166: [Благодаря Пифагору Италия прославилась своими философами], и все, кто так или иначе упоминает о физике, прежде всего цитируют Эмпедокла и Парменида Элейского, а все, кто желает привести какую-либо гномическую сентенцию на житейские темы, цитируют мысли Эпихарма — их усвоили почти все философы.
5. Паросская хроника, 71: На 208-м году [с начала архонтства в Афинах] тираном Сиракуз стал Гиерон, когда архонтом в Афинах был Харет [472/471 г. до н. э.]. Его современником был поэт Эпихарм. Ср. 21 А 8.
ВИЗАНТИЙСКИЙ АНОНИМ. О комедии, II, 4 (с. 7, 16 Kaibel.): Эпихарм Сиракузский. Он впервые воссоздал комедию из обломков, изобретши много нового. Время жизни его пришлось на 73-ю олимпиаду [488—485 гг. до н. э.]. Как поэт, он был изобретателен, искусен и любил гномические сентенции. Сохранилось 40 его драм, подлинность 4 из них оспаривается.
6. ПЛАТОН. Теэтет, 152 de: … Ничто никогда не есть, но всегда возникает [~становится]: и в этом сходились все последующие мудрецы, кроме Парменида: и Протагор, и Гераклит, и Эмпедокл, и корифеи обоих родов поэзии: в комедии — Эпихарм, в трагедии — Гомер. Ср. 23 В 2.
АЛЕКСИД. Лин, у Афинея, IV, 164 С (II, 345 К.): [Выбор книг в лавке книготорговца]: … есть Орфей, Гесиод, трагедии. Херил, Гомер есть, Эпихарм, всякая литература.
6а. ФЕОКРИТ. Эпиграммы, XVIII (надпись на бронзовой статуе Эпихарма в Сиракузском театре):
Сам дориец, по-дорийски Эпихарм писал, сей муж
Изобрел комедию.
О Вакх! Взамен живого в бронзе здесь его
Тебе посвятили
Все, кто в граде Сиракузском во огромнейшем живет,
Как согражданину.
Изрек речений пропасть он. Кто помнит, те
Отплатят наградой.
Много дельного для жизни всем изрек, за то ему —
Велика благодарность!
6b. ПЛИНИЙ. Естественная история, VII, 192. Согласно Аристотелю [Покров, фр. 501 Rose], древний алфавит состоял из 18 букв … а две — Θ и X — были добавлены, по его мнению, Эпихармом, а не Паламедом.
6с. ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ, I, 42: Гиппобот в «Перечне философов» [причисляет к семи мудрецам] Орфея, Лина, Солона, Периандра, Анахарсиса, Клеобула, Мисона,. Фалеса, Бианта, Питтака, Эпихарма, Пифагора [ср. гл. 10, № 1].
7. ПОРФИРИЙ. Жизнь Плотина, 24: [Грамматик Аполлодор Афинский] издал,
сочинения комедиографа Эпихарма в 10 томах.
СУДА, под словом «Дионисий»: Дионисий, сын сицилийского тирана, тоже тиран и философ. [Сочинения]: Письма и «О стихотворениях Эпихарма».
8. ЯМВЛИХ. О пифагорейской жизни, 241: Метродор, брат Фирса, применивший большую часть учения отца Эпихарма и Пифагора к медицине, истолковывая брату учения отца, говорит, что Эпихарм и до него Пифагор лучшим диалектом считали дорийский и т. д.
9. КОЛУMEЛЛА. О сельском хозяйстве. I, 1: Отнюдь не пренебрегали этим занятием [= сельским хозяйством] и сицилийцы Гиерон и Эпихарм.
СТАТИЙ. Сильвы, V, 3, 150: … Сколь обогатили благочестивых селян аскрейский и сицилийский старцы [= Гесиод и Эпихарм]. Ср.: ПЛИНИЙ. Естественная история, I, 20—27.
10. АФИНЕЙ, XIV, 648 D: Термин «гемина» известен сочинителям приписываемых Эпихарму стихотворений. Так, в сочинении, озаглавленном «Хирон», говорится [следует фр. В 58]. Эти псевдоэпихармовы [стихотворения] сочинили знаменитые
мужи: как говорит Аристоксен в восьмой книге «Государственных законов» [фр. 45 W.],
«Государство» сочинил флейтист Хрисогон, а по словам Филохора в «О гадании» [фр. 193 FHG], «Канон» и «Гномы» сочинил Аксиопист, родом не то из Локр, не то из Сикиона. То же сообщает и Аполлодор [FGr Hist 244 F 226].
в. фрагменты
Фрагменты Эпихарма
из сочинения Алкима «Против Аминта»
1—6. ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ, III, 9—17: Много он [Платон] позаимствовал и у комедиографа Эпихарма, списав у него большую часть [своих учений], как говорит Алким в четырех книгах «Против Аминта». В первой из них он говорит так [АЛКИМ, фр. 6 Jac.]: «Совершенно очевидно, что Платон повторяет многое вслед за Эпихармом. Судите сами. Платон определяет чувственно воспринимаемое как то, что никогда не пребывает ни в качестве, ни в количестве, но всегда течет и изменяется, (10) поскольку, как он полагает, все, из чего устранено число, не обладает ни равенством [~самотождественностью], ни чтойностью, ни количеством, ни качеством: это то, чему становление присуще всегда, а бытие никогда. «Умопостигаемое» же он определяет как то, от чего ничто не убывает и к чему ничто не прибывает: это природа вечных вещей, которой присущи подобие [самой себе] и вечная самотождественность. Ну так вот, Эпихарм ясно говорит о чувственно воспринимаемых и умопостигаемых вещах:
Фр. 1 (170а К.).
— Да пойми ты, что боги были [~присутствовали] всегда и не отсутствовали никогда,
А эти-вот вещи есть [~присутствуют] всегда, подобные [себе] и всегда те же самые.
— Да, но говорят, что Хаос возник первым из богов.
— Как это возможно? Раз он был «первым», то ему не из чего было прийти и не во что!
5— Стало быть, ничто не пришло первым? — И не [только первым, но и] вторым, клянусь Зевсом!
Во всяком случае [ни одна] из тех вещей, о которых мы сейчас здесь говорим, но они всегда были вот-этими-здесь.
Фр. 2 (170 b К.). A также [Эпихарм говорит]:
— <Если> к нечетному числу или, если тебе угодно, к четному,
Кто-нибудь пожелает прибавить камушек [= единицу] или же отнять [его]
от имеющихся в наличии»
Как ты думаешь, будет ли это <все> то же [число]? — По-моему нет.
— Ну а если к мере в локоть кто-нибудь пожелает прибавить
5Другую длину или отрезать [ее] от той, что была прежде.
Имелась бы все еще в наличии та мера? — Разумеется, нет. — Вот так
смотри теперь
И на людей: один растет, другой чахнет,
Все всё время в измененьи.
Но то, что изменяется по [своей] природе и никогда не остается тем же [букв. «на том же месте»]»
10Уже отлично от переменившегося [собств. «от сместившегося, сдвинувшегося»].
Так и ты, и я: вчера одни, а ныне другие,
[Завтра же] опять иные, и никогда не одни и те же, по одному и тому же счету (λόγος).
Ср.: ПЛУТАРХ. Об общих понятиях, 44. 1083 А: Аргумент о росте древний: по словам Хрисиппа, его выдвинул Эпихарм.
ПЛУТАРХ. О людях, поздно наказанных божеством, 15, 559 А: А делить один город по времени на множество, точнее, даже на бесконечное число городов то же самое, что полагать одного человека многими [людьми] на том основании, что сейчас он старше, а раньше был моложе, а еще раньше — подростком. Но все это напоминает рассуждения Эпихарма, из которых у софистов развился аргумент о росте: тот, кто взял в долг давно, теперь не должен, поскольку стал другим, а кого звали на обед вчера, приходит незваным сегодня, поскольку-де он «другой». [ … ] В противном случае, мы сами не заметим, как ввергнем все вегци в гераклитовскую реку [фр. 40 с4], в которую, по его словам, нельзя войти дважды и т. д.
АНОНИМ. Комм, к «Теэтету» Платона, 71, 12: Эпихарм, который учился у пифагорейцев, придумал много остроумного, в том числе аргумент о растущем [человеке]. Он рассуждает по Гераклиту: «То так, то иначе * * * <рас>тет сообразно с тем * * *» Стало быть, если все постоянно течет и изменяется по виду, сущности становятся то такими, то другими вследствие непрерывного течения. [Эпихарм] высмеял это [учение] в комедии: заимодавец требует назад долг, а должник отрицает, что он тот же самый, поскольку в нем одно прибавилось, а другое убавилось. Когда же заимодавец избил его и был привлечен к суду, то сам, в свою очередь стал говорить, что бил-то один, а к суду привлекли другого.
ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ, III, 12: Вот что eщe говорит Алким: «Философы говорят, что одни вещи душа ощущает посредством тела, например видя или слыша [их], а другие припоминает сама по себе, совершенно не пользуясь телом. Поэтому сущие делятся на чувственно воспринимаемые и умопостигаемые. Потому Платон и говорил, что, кто хочет постичь начала универсума, должен, во-первых, определить идеи сами по себе, как, например, подобие, единицу, множество, величину, покой и движение; во-вторых, установить прекрасное в себе, благо в себе, справедливое в себе и т. д.; в-третьих, постичь, какие идеи соотносятся с другими идеями, например наука, вели-
260
чина или власть. При этом следует иметь в виду, что вещи нашего мира соименны [«омонимичны»] идеям потому, что „причастны“ им, т. е. „справедливо“ то, что причастно справедливости, а „прекрасно“ то, что причастно красоте. Каждый из эйдосов вечен, представляет собой ноэтическую сущность [поэму] и, кроме того, неаффицируем. Поэтому он и говорит, что в природе идеи стоят как первообразы [парадигмы], а прочие вещи подобны им, представляя собой их копии. (13) Так вот, о благе и об идеях. Эпихарм говорит так:
Фр. 3 (171 К.).
— Есть ли игра на флейте некая вещь? — Безусловно!
— Значит, человек — игра на флейте? — Никоим образом.
— Разъясни же мне, что есть флейтист? Что он, по-твоему, такое?
Человек или нет? — Безусловно. — Так не считаешь ли ты,
5Что и с добром обстоит точно так же?
Добро — это вещь, [существующая] сама по себе, а кто
Ее познáет, изучив, тотчас [сам] становится добрым.
Подобно тому как флейтист — тот, кто научился игре на флейте,
Танцор — кто танцу, плетельщик — кто плетенью,
10И точно так же все, что тебе угодно в том же роде:
Сам он не будет уменьем (τέχνα), но умельцем (τεχνικός).
(15) Излагая теорию идей [Федон, 96 В], Платон говорит, что, коль скоро существует память, идеи обладают наличной реальностью [букв, «наличны в числе сущих»], так как память возможна только о неподвижном и пребывающем, а пребывает не что иное, как идеи. Каким образом, говорит он, животные могли бы выживать, если бы они не были причастны идее и, кроме того, не обладали бы врожденным умом? На самом же деле, они помнят о подобии и о пище, какой им надлежит питаться, показывая, что всем животным врождено умозрительное постижение подобия, потому они и чуют животных той же породы. Что ж Эпихарм?
Фр. 4 (172 К.).
Эвмей! Мудрость — не в одном-единственном.
Но все живые существа обладают умом (γνώμη).
Так, самка куриного племени —
Ты только присмотрись внимательно — не родит детенышей
5Живыми, а высиживает и оживляет.
Какова эта мудрость — знает одна только природа.
Ибо она обучена сама собой.
А также:
Фр. 5 (173 К.).
Ничего удивительного, что мы так считаем,
И нравимся сами ceбе, и мним,
Что мы красивы. Так и собака собаке
Кажется красивейшим существом, и корова корове,
5Ослу красивейшим кажется осел, а свинье, поди, свинья.
(17) Вот эти и подобные примеры приводит Алким на протяжении четырех книг, отмечая заимствования Платона из Эпихарма. А что Эпихарм и сам знал о своей мудрости, явствует из следующих стихов, в которых он предсказывает подражателя:
261
Фр. 6 (254 К.).
Как я полагаю, — полагаю? — нет, знаю точно:
Эти мои слова еще будут некогда упомянуты,
Кто-то возьмет их, разденет, [сняв с них] нынешний размер,
И, одев в пурпурную одежду, вытканную красивыми баснями,
5Сам необоримый, поборет других.
7. ЕВСТРАТИЙ НИКЕЙСКИЙ. Комм. к «Никомаховой этике», III, 7 (с. 155, 10 Heylb.): В [комедии] «Геракл у Фола» [Эпихарм говорит]:
Все это я делаю по принуждению,
А по доброй воле, думается мне, никто не страждет и не несчастен.
«Гномы» Эпихарма
Папирусы Эль-Хибе, I, 1 (III в. до н. э., позднейшее предисловие к гномологию Эпихарма):
Много здесь речений всяких, можно их употребить
К другу, ко врагу, в суде ли, иль в собраньи говоря,
К подлецу и к честным людям, к иноземцу [и к своим],
К ворчуну и к выпивохе, к пошляку, да будь хоть кто —
5Лишь бы в нем дурное было: тут насмешки есть на всех.
Есть и мудрые реченья; кто послушается их.
Станет лучше и умнее и сгодится хоть куда.
И нужды нет многоcловить, надо лишь один стишок
Привести из этих к месту — всяко будет выгода.
10Мне в укор вменяли было, что-де хоть я и остер,
Но уж очень многословен, в кратких гномах не силен.
Как прослышал я об этом, сборник этот сочинил,
Чтобы всяк [читал и] молвил: «Да, мудрец был Эпихарм!
Тьму острот изрек он всяких — каждую в одном стихе,
15Чтобы доказать, что кратко тоже может говорить» и т. д.
8. (239). СТОБЕЙ, IV, 31, 30: Изречение Менандра [фр. 537 Kock 614 Körte; ср. В 53]:
Эпихарм говорит, что боги — это
Ветры, вода, Земля, Солнце, огонь, звезды,
А я решил, что единственные для нас полезные боги —
Злато-серебро.
*8а. СТОБЕЙ, I, 1, 24 (I, 31, 5 — 6 W.):
— Что есть бог? — Бог — это разум. — Что есть разум? — Здравый смысл.
— «Зевсом» (ζῆνα) то считай, что средства к «жизни» (ζῆν) нам всегда дает.
9 (245). ПСЕВДО-ПЛУТАРХ. Утешение к Аполлонию, 15.110А [ср. В. 48]:
Соединилось, и разъединилось, и вновь ушло, откуда пришло:
В землю — земля, дыханье — в небо. Что тут страшного? Ничего!
10 (246). КЛИМЕНТ. Строматы, IV, 45 (т. II, 268, 20 St.):
Что есть природа человека? То же, что надутый мех.
262
11 (247). СЕКСТ ЭМПИРИК. Против ученых, I, 273 [ср.: ЦИЦЕРОН. Тускуланские беседы, I, 8, 15]:
Умереть? Я не хотел бы. Мертвым быть? Мне все равно!
12 (249). ПЛУТАРХ. Об удаче Александра, II, 3. 336 В [ср. 21 В 24]:
Разум видит, разум слышит, прочее глухо и слепó.
13 (250). ПОЛИБИЙ, XVIII, 40, 4:
Трезвым будь, стремись не верить, в этом сметка состоит.
14 (251). АРИСТОТЕЛЬ. Метафизика, 1086 а 16: Мудрено из неверных посылок вывести верное заключение, по Эпихарму:
Это сказано и складно, и неверно вместе с тем.
15 (252) = 21 А 15.
16 (253). АФИНЕЙ, VII. 308 С:
Что до меня говорили двое, с тем справляюсь я один.
17 (258). СТОБЕЙ, III, 37, 18; ср.: ГЕРАКЛИТ, фр. 94 (В 119).
Нрав людей — их добрый гений, а для кого и гений злой.
18 (261). Anecdota, ed. Boissonade, I, 125:
Благочестивая жизнь для смертных — величайший капитал.
19 (262). АРИСТОТЕЛЬ. Риторика, II, 21. 1394 b 13 (без леммы):
Лучше всего для человека быть здоровым, мнится мне.
20 (263). Там же, II, 21. 1394 b 25:
Смертный должен думать о смертном, не о бессмертном, коль смертен он.
20а (147). Там же, III, 9. 1410 b 3: [пример ложного противопоставления]:
То в их доме жил я как-то, то у них же я гостил.
21 (264). ЦИЦЕРОН. Письма к брату Квинту, III, 1, 23:
Как с другим он дружит, [прежде] ты узнай [— потом дружи (?)].
22 (265). КЛИМЕНТ АЛЕКС. Строматы, IV, 170 (т. II, с. 322, 22 st.):
В мыслях коль благочестив ты, не претерпишь зла отнюдь
После смерти: дух на небе твой пребудет в вышине.
23 (266). Там же, V, 101 (т. II, с. 393, 10 st.): Эпихарм — а он был пифагорейцем — говорит:
Должен знать ты, что от бога утаить нельзя ничто.
Он за нами надзирает: все, что угодно, может бог.
24 (267). Там же, VI, 12 (т. II, с. 432, 11 st.):
Много ль, мало ль жить осталось — пусть тебе будет все равно.
25 (268). КЛИМЕНТ АЛЕКС. Строматы, VI, 21 (т. II, с. 439, 22 st.) [ср. 11 А 1; 10, 2. 3, 4, 1]:
Ослепленья дочь — порука, а поруки дочь — беда.
263
26 (269). Там же, VII, 27 (т. III, 20, 11 St.):
Коли дух (νοῦς) твой чист — и тело целиком твое чисто.
27 (270). КОРНУТ. Сокращение греческого богословия, 14:
Коли мудрое что ищешь, размышляй о нем в ночи.
28 (271). Там же:
Все серьезное скорей ночью открывается.
29 (272). ABЛ ГЕЛЛИЙ. Аттические ночи, I, 15, 15:
Нет, не говорить силен ты, а бессилен ты молчать.
30 (273). ПСЕВДО-ПЛАТОН. Аксиох, 366 С:
А рука-то руку моет: дай-ка, и получишь сам.
31 (274). ПЛУТАРХ. Попликола, 15: [К моту]:
Ты не человеколюбец, а больной: ты рад дарить.
32 (275). ПЛУТАРХ. Как слушать поэтов, 4, 21 ε [без леммы]:
Подлость против подлеца — средство не негодное.
33 (284). СТОБЕЙ, III, 29, 54:
Прилежание, друзья, больше даст задатков (φύσις) добрых.
34 (285). Там же, 38, 21:
А кому, друзья, охота зависти не вызывать?
Ясно: ничего не стоит тот, кому не завидуют.
Пожалел слепого — каждый, позавидовал — никто.
35 (286). Там же, IV, 23, 37:
Целомудренной жены доблесть: не обижать супруга.
36 (287). КСЕНОФОНТ. Меморабилии, II, 1, 20: Подтверждением сказанному служат слова Эпихарма:
Боги продают все блага нам лишь только за труды.
А в другом месте он говорит:
37 (288).
Не гонись, прохвост, за мягким: как бы жестко не пришлось!
38 (277). СТОБЕЙ, II, 15, 7:
Коль идешь к соседям, гиматий ты роскошный надевай.
Многие решат: «умен он», будь ты хоть совсем дурак.
39 (278). Там же, II, 15, 18 [без леммы]:
На словах у тебя все прекрасно, а на деле хуже нет.
40 (279). Там же, II, 31, 25 [без леммы]:
Лучше всего — иметь задатки, а второе — <прилежным быть>.
41 (280). Там же, III, 1, 10:
Загодя, не погодя должен думать муж сметливый.
264
42 (281). Там же, III, 20, 8:
Ты по пустякам себя вспыльчивым не выказывай.
43 (282). Там же, III, 20, 9:
Нет, не сердце, а рассудок должен верх одерживать.
44 (283). Там же, III, 20, 10:
Нет, никто решенья в гневе не принимает должного.
44а (0). Остракон №12319 [вторая пол. III в. до н. э.]:
<Счастлив> тот лишь, кто разумен: вот свидетельство тому:
Земли, дом, богатство, сила, власть, равно и красота
Безрассудному доставшись, станут смехотворными.
______
Удовольствия для смертных — что безбожные пираты:
Наслажденьями плененный тотчас же идет ко дну.
45 (297). Антология Магаффи [Папирусы Флиндерса Петри, I, т. 3; III в. до н. э.]:
а) Эпихарма:
Кто пользуясь достатком и везением,
В душе не скопит доброго, прекрасного.
Счастливым я того не назову, скорей
Охранником чужого состояния.
б) Еврипида: = фр. 198 N.
46 (299). ФИЛОН АЛЕКС. Вопросы к «Книге Бытия», IV, 203 с. 406 Auch.:
У кого грехов поменьше, тот зовется лучше всех:
Без греха и без упрека нет на свете никого.
Spuria
«Эпихарм» Энния
47 (1 Vahlen). ЦИЦЕРОН. Учения академиков, II, 16, 51: По словам Энния, когда он заснул, ему «привиделся поэт Гомер» [Анналы, 7]. Он же говорит в «Эпихарме»:
Ибо мне во сне приснилось, что я умер …
48 (5). ПРИСКИАН, I, 341 Н.: [По поводу формы им. п. mentis, «ум»]:
… Тело — земля, а дух (mentis) — огонь.
49 (3). ВАРРОН. О сельском хозяйстве, I, 4, 1: Начала сельского хозяйства
те же, что начала мира, описанные Эннием: вода, земля, душа [anima = воздух] и солнце.
50 (6, 52). ВАРРОН. О латинском языке, V, 59: Эпихарм говорит о человеческом духе [mens=νοῦς]
… сей огонь — от солнца взятый.
265
50а (6, 53). Там же: Он же о солнце:
… и оно — всецело дух,
подобно тому как холодная влага присуща земле, как я показал выше. (60) Когда они [огонь солнца и земная влага] сопряглись, Небо и Земля породили все существа, ибо через них природа
51 (2).
с холодом тепло мешает и сухое с влагою.
52 (4, 48. 49). ВАРРОН. О латинском языке, 64: Называется «Опой» матерью как мать-земля, которая
Все племена на земле породила и приемлет вновь [в себя],
Кормилица …
как говорит Энний. Ее же
52а. как родящую (gerit) плоды [зовут] «Церерой» (Ceres), так как у древних нынешнее G писалось как С. (65) Эти боги — Небо и Земля — [зовутся] «Юпитером» и «Юноной», потому что, как говорит Энний
53 (7).
Вот тот Юпитер, о котором я говорю, которого греки зовут —
«Воздухом» [Аэр]: он — ветер и облака, потом ливень,
А из ливня становится стужей, потом ветром и снова воздухом.
Потому те [элементы], о которых я тебе говорю, — Юпитер,
Ибо ими он помогает (juvat ~ Jupiter) всем смертным, городам и животным.
54 (8). Там же. 68: Поэтому Эпихарм Энния называет [Луну] также Прозерпиной, так как она обыкновенно находится под Землей. Прозерпиной (Proserpina) же она названа потому, что, подобно змее (serpens), движется то направо, то налево на широком пространстве.
«Канон»
55 (289). ТЕРТУЛЛИАН. О душе, 46 (377, 8 Wiss.): Из всех видов дивинации Эпихарм высшим считает сновидения, и с ним согласен Филохор Афинский. (47) Далее, раз невозможно видеть сны произвольно (ех arbitrio) — а Эпихарм тоже так считает — и т. д. С. 377, 3: [Примеры исполнившихся вещих снов дают] Артемон, Антифонт, Стратон, Филохор, Эпихарм и др.
«Государство»(ср. А 10)
56 (255). КЛИМЕНТ АЛЕКС. Строматы, V, 119 (т. II, с. 405, 13 St.): Комик Эпихарм ясно говорит о Логосе в «Государстве» так:
Жизнь людей нуждается очень и в расчете (λογισμὸς), и в числе.
Мы живем числом с расчетом: вот ведь что спасает людей.
57 (256. 257). А затем добавляет дословно:
Разум (λόγος) правит людьми как должно и спасает [их] всегда.
Есть расчет у человека, также и божий разум есть.
Только разум человека произошел от божьего
266
И дает всем средства к жизни и ко пропитанию.
Божий разум — тот искусствам всем сопутствует всегда,
Он один людей лишь учит, что им делать выгодно.
Ибо не человек изобрел искусство, а всецело только бог.
«Хирон»(ср. А 10)
58 (290). АФИНЕЙ, XIV, 648 D [ср. А 10]:
И воды две части теплой выпить, две гемины …
58а (291). Anecdota, ed. Веккеr, Антиаттицист, 98, 32: [Термин] «пол-литра» [употребляет] Эпихарм в «Хироне».
59 (248). ЦЕНЗОРИН, VII, 6: Вопреки ему [Эврифонту Книдскому] почти все остальные, следуя Эпихарму, отрицали жизнеспособность восьмимесячных младенцев.
60 (292). КОЛУМЕЛЛА, VII, 3, 6: Эпихарм из Сиракуз, который тщательнейшим образом написал руководство по ветеринарии, утверждает, что драчливого барана можно усмирить, если просверлить ему рога около ушей в том месте, где они выгибаются.
61 (293). ПЛИНИЙ. Естественная история, XX, 89: По Эпихарму, при болезнях тестикул и гениталий чрезвычайно полезно прикладывать капусту и т. д.
62 (294). Там же, 94: Эпихарм полагает, что против укуса бешеной собаки достаточно приложить лесную капусту, лучше с добавкой лазерпиция и едкого уксуса. Причем собаки умирают, если им дать ее, подмешав к мясу.
63 (290). Anecdota, ed. Beldser, Антиаттицист, 99, 1: «Гемина»: [употребляется] в приписываемой Эпихарму поваренной книге.
Эпиграмма
64 (296). Схолии ВТ к «Илиаде», XXII, 414: Есть и эпиграмма, которую приписывают Эпихарму:
Я есмь мертвец, мертвец есть навоз, навоз же земля есть,
Но раз земля есть бог, то не мертвец я, а бог.
К Антенору
65 (295). ПЛУТАРХ. Нума, 8: Римляне дали Пифагору права гражданства, как сообщает Эпихарм-комик в одной речи к Антенору, муж древний и учившийся в Пифагорейской школе.
(267)