ДИОГЕН ЛАЭРТСКИЙ
О ЖИЗНИ, УЧЕНИЯХ И ИЗРЕЧЕНИЯХ
ЗНАМЕНИТЫХ ФИЛОСОФОВ
КНИГИ:
[1]
[2]
[3]
[4]
[5]
[6]
[7]
[8]
[9]
[10]
ПРИМЕЧАНИЯ
НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ
КНИГА ПЯТАЯ
1. АРИСТОТЕЛЬ
Аристотель, сын Никомаха и Фестиды, из Стагира.
Никомах этот был потомок Никомаха, сына Махаона и внука
Асклепия (так пишет Гермипп в книге "Об Аристотеле"); жил
он при Аминте, македонском царе, как врач и друг
1.
Аристотель, самый преданный из
учеников Платона, был шепеляв в разговоре (как говорит
Тимофей Афинский в "Жизнеописаниях"), ноги имел худые, а
глаза маленькие, но был приметен одеждою, перстнями и
прической. У него был сын от наложницы Герпиллиды, тоже
Никомах (об этом пишет Тимей).
От Платона он отошел еще при его жизни; Платон, говорят,
на это сказал: "Аристотель меня брыкает, как
сосунок-жеребенок свою мать". Гермипп в "Жизнеописаниях"
рассказывает, будто он находился в афинском посольстве к
Филиппу, когда главенство в академической школе перешло к
Ксенократу
2;
вернувшись и увидев над
школой нового человека, он предпочел прохаживаться взад и
вперед с учениками в Ликее и беседовать с ними о философии,
пока не наступал час натираться маслом. За эти прогулки они
и получили наименование перипатетиков
3; а
по другим известиям – оттого, что Аристотель вел
некоторые свои беседы, сопровождая Александра,
прогуливающегося после болезни. Когда же учеников вокруг
него стало больше, он стал говорить сидя, заявивши так:
Позор молчать, коль Ксенократ болтает!
4
Учеников своих он упражнял в рассуждениях на заданные
положения, упражнял и в красноречии.
Тем не менее отсюда он уехал к евнуху Гермию, тирану
Атарнея; говорят даже, что тот был его любовником, а другие
говорят, будто Гермий породнился с ним, выдав за него дочь
или племянницу. Так пишет Деметрий Магнесийский в книге "Об
одноименных писателях и поэтах"; он же уверяет, что Гермий
был рабом Евбула, вифинянином, и убил своего хозяина.
Аристипп в I книге "О роскоши древних" пишет, будто
Аристотель влюбился в наложницу Гермия, женился на ней с
его согласия и от радости стал приносить смертной женщине
такие жертвы, какие афиняне приносят элевсинской Деметре, а
в честь Гермия сочинил пеан, приводимый ниже. Оттуда он
явился в Македонию к Филиппу; здесь он взял в обучение его
сына Александра; попросил восстановить свой родной город,
разрушенный Филиппом
5,
и добился этого; а
для жителей сам написал законы. (Законы он писал даже для
своей школы, подражая Ксенократу, – например, чтобы
каждые десять дней назначался новый староста.) А когда он
рассудил, что уже достаточно провел времени с Александром,
то уехал в Афины, к Александру же привел своего
родственника Каллисфена Олинфского; и, глядя, как тот не в
меру вольно рассуждает с царем, не слушая советов,
попрекнул его такими словами:
Скоро умрешь ты, о сын мой, судя по тому, что вещаешь!
6
Так и случилось: его заподозрили в соучастии с
Гермолаем, злоумышлявшим против Александра
7,
долго возили в железной
клетке, обросшего и завшивевшего, а потом он был брошен
льву и так погиб.
Стало быть, Аристотель уехал в Афины, и там он
тринадцать лет возглавлял школу, пока ему не пришлось
бежать в Халкиду, оттого что его привлек к суду за
бесчестие иерофант
8
Евримедонт (или
Демофил, как утверждает Фаворин в "Разнообразном
повествовании") как за тот гимн, который он сочинил в честь
названного Гермия, так и за следующую надпись на статуе
того же Гермия в Дельфах:
Сей человек вопреки священным уставам бессмертных
Был беззаконно убит лучников-персов царем.
Не от копья он погиб, побежденный в открытом сраженье,
А от того, кто попрал верность коварством своим
9.
В Халкиде он и скончался, выпив аконит, и было ему
семьдесят лет, а к Платону он пришел в тридцать. Так
утверждает Евмел в V книге "Истории"; но это ошибка, ибо
жизни его было шестьдесят три года, а с Платоном он
встретился в семнадцать. Гимн его имеет такой вид:
Добродетель,
Многотруднейшая для смертного рода,
Краснейшая добыча жизни людской,
За девственную твою красоту
И умереть,
И труды принять мощные и неутомимые –
Завиднейший жребий в Элладе:
Такою силой
Наполняешь ты наши души,
Силой бессмертной,
Властнее злата,
Властнее предков,
Властнее сна, умягчающего взор.
Во имя твое
Геракл, сын Зевса, и двое близнецов Леды
Великие претерпели заботы,
Преследуя силу твою.
Взыскуя тебя,
Низошли в обитель Аида Ахилл и Аянт.
И о твоей ревнуя красе,
Вскормленник Атарнея не видит более полдневных лучей.
Не за это ли ждет его песнь
И бессмертье
От Муз, дочерей Мнемосины,
Которые во имя Зевса Гостеприимца
Возвеличат дар незыблемой его дружбы.
Есть у нас и о нем стихи, вот какого вида:
Евримедонт, богини Део служитель и чтитель,
За нечестивую речь в суд Аристотеля звал.
Но аконита глоток избавил того гоненья:
В нем одоленье дано несправедливых обид
10.
По словам Фаворина в "Разнообразном повествовании", он
первый написал речь в свою защиту для этого самого труда и
сказал при этом, что в Афинах
Груша зреет на груше, на ябеде ябеда зреет
11.
По "Хронологии" Аполлодора, родился он в 1-м году 99-й
олимпиады, а примкнул к Платону и находился при нем
двадцать лет, начиная с семнадцатилетнего возраста; в
Митилены поехал в архонтство Евбула на 4-м году 108-й
олимпиады, а перед тем, после кончины Платона в архонтство
Феофила, на 1-м году той же олимпиады, удалился к Гермию и
жил у него три года; к Филиппу поехал в архонтство
Пифодота, на 2-м году 109-й олимпиады, когда Александру
исполнилось 15 лет; в Афины вернулся на 2-м году 111-й
олимпиады и в Ликее преподавал тринадцать лет; затем
удалился в Халки-ду на 3-м году 114-й олимпиады и умер там
от болезни шестидесяти трех лет, в архонтство Филокла,
когда и Демосфен погиб в Калаврии. Полагают, будто царскую
немилость он навлек тем, что привел когда-то к Александру
Каллисфена, и будто царь возвеличивал Анаксимена
12
и одарял Ксенократа нарочно, чтобы огорчить Аристотеля.
Феокрит Хиосский написал на него такую насмешливую
эпиграмму, приводимую Амбрионом в книге "О Феокрите":
Пуст Аристотеля ум, и пустую он ставит гробницу,
Евнух Гермий, тебе, бывший Евбуловский раб!
От ненасытного брюха покинул он сад Академа,
Чтобы найти свой приют там, где мутится Борбор
13.
А Тимон задел его в таком стихе:
Ни Аристотель с его пустословьем, не знающим сдержки...
Такова жизнь этого философа. Нам известно и его завещание
14,
имеющее приблизительно такой
вид: "Да будет все к лучшему; но ежели что-нибудь случится,
то Аристотель распорядился так. Душеприказчиком его во всем
и над всем быть Антипатру. Пока Никанор
15
не приедет, о детях, о Герпиллиде и обо всем наследстве
пусть заботятся Аристомен, Тимарх, Гиппарх, Диотел и
Феофраст, коли на то будет их воля и согласие.
Когда дочь придет в возраст, то выдать ее за Никанора;
если же с нею случится что-нибудь до брака (от чего да
сохранят нас боги!) или же в браке до рождения детей, то
Никанору быть хозяином и распоряжаться о сыне и обо всем
остальном достойно себя и нас. Пусть Никанор заботится и о
девочке и о мальчике Никомахе, как сочтет за благо, словно
отец и брат. Если же что случится с Никанором (да не будет
этого!) или до брака, или же в браке до рождения детей, то
всем распоряжениям оставаться в силе. Если Феофраст
пожелает взять девочку за себя, то быть ему за Никанора;
если же нет, то душеприказчикам, посоветовавшись с
Антипатром, распоряжаться о дочери и о сыне, как они почтут
за лучшее.
Далее, в память обо мне и о Герпиллиде, как она была ко
мне хороша, пусть душеприказчики и Никанор позаботятся о
ней во всем, и если она захочет выйти замуж, то пусть
выдадут ее за человека, достойного нас. В добавление к
полученному ею ранее выдать ей из наследства талант серебра
и троих прислужниц, каких выберет, а рабыню и раба Пиррея
оставить за ней. Если она предпочтет жить в Халкиде, то
предоставить ей гостиное помещение возле сада; если в
Стагире, то отцовский дом; и какой бы дом она ни выбрала,
душеприказчикам обставить его утварью, какою они сочтут за
лучшее и для Герпиллиды удобнейшее.
Никанору же позаботиться и о мальчике Мирмеке, чтобы его
достойным нас образом доставили к его родным вместе со
всем, что мы ему подарили. Амбракиду отпустить на волю и
дать ей при замужестве девочки 500 драхм и ту рабыню, что
при ней. Фале вдобавок к той купленной рабыне, что при ней,
дать 1000 драхм и еще одну рабыню. Симону сверх тех денег,
что выданы ему на другого раба, или купить раба, или додать
денег. Тихона, Филона и Олимпию с ребенком отпустить на
волю при замужестве дочери. Никого из мальчиков, мне
служивших, не продавать, но всех содержать, а как придут в
возраст, то отпустить на волю, если заслужат.
Позаботиться о статуях, заказанных Гриллиону, чтобы они
были закончены и поставлены; а заказать мы рассудили статуи
Никанора, Проксена и Никаноровой матери. Поставить надобно
и статую Аримнеста, уже изготовленную, чтобы она была о нем
памятью, ибо он умер бездетным; а статую моей матери
посвятить Деметре в Немее или где покажется лучше. Где бы
меня ни похоронили, там же положить и кости Пифиады, как
она сама распорядилась. А за благополучный возврат Никанора
посвятить в Стагире по обету моему каменные изваяния в
четыре локтя Зевсу Спасителю и Афине Спасительнице".
Таков был вид его завещания. Говорят, будто после него
осталось очень много посуды и будто Ликон сообщает, что он
купался в теплом масле и потом это масло распродавал.
Некоторые говорят также, будто пузырь с теплым маслом он
прикладывал к животу и будто когда он спал, то держал в
руке медный шарик, а под него подставлял лохань, –
чтобы шарик падал в лохань и будил его своим звуком.
Известны весьма удачные его изречения. Так, на вопрос,
какой прок людям лгать, он ответил: "Тот, что им не
поверят, даже когда они скажут правду". Его попрекали, что
он подавал милостыню человеку дурного нрава; он ответил: "Я
подаю не нраву, а человеку"
16.
Часто он говорил друзьям и питомцам, когда бы и где бы
ни случалась какая беседа, что как зрение впитывает свет из
окружающего [воздуха], так и душа – из наук. Не раз и
подолгу говорил он о том, что афиняне открыли людям пшеницу
и законы, но пшеницею жить научились, а законами нет.
Об учении он говорил: "Корни его горьки, но плоды
сладки". На вопрос, что быстро стареет, он ответил:
"Благодарность". На вопрос, что такое надежда, он ответил:
"Сон наяву".
Диоген предложил ему сушеных смокв; но он догадался, что
если он их не возьмет, то у Диогена уже заготовлено острое
словцо, и взял их, а Диогену сказал: "И словцо ты потерял,
и смоквы!" А в другой раз, взяв у Диогена смоквы, он воздел
их к небесам, как младенца, и воскликнул: "О, Диоген богородный!"
17
Воспитание, говорил он, нуждается в трех вещах: в
даровании, науке, упражнении. Когда ему сказали, что кто-то
бранит его заочно, он сказал: "Заочно пусть он хоть бьет меня!"
Красоту он называл лучшим из верительных писем. Впрочем,
другие утверждают, что это сказал Диоген, Аристотель же о
красоте сказал: "Это дар божий"; Сократ: "Недолговечное
царство"; Платон: "Природное преимущество"; Феофраст:
"Молчаливый обман"; Феокрит: "Пагуба под слоновой костью";
Карнеад: "Владычество без охраны".
На вопрос, какая разница между человеком образованным и
необразованным, он ответил: "Как между живым и мертвым"
18.
Воспитание он называл в счастье украшением, а в несчастье
прибежищем 19.
Учителя, которым дети
обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители, которым дети
обязаны лишь рождением: одни дарят нам только жизнь, а
другие – добрую жизнь.
Один человек хвалился, что он родом из большого города.
"Не это важно, – сказал Аристотель, – а важно,
достоин ли ты большого города".
На вопрос, что есть друг, он ответил: "Одна душа в двух
телах". Среди людей, говорил он, одни копят, словно должны
жить вечно, а другие тратят, словно тотчас умрут. На
вопрос, почему нам приятно водиться с красивыми людьми, он
сказал: "Кто спрашивает такое, тот слеп". На вопрос, какую
он получил пользу от философии, он ответил: "Стал делать
добровольно то, что другие делают в страхе перед законом".
На вопрос, как ученикам преуспеть, он ответил: "Догонять
тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади".
Один болтун, сильно докучавший ему своим пустословием,
спросил его: "Я тебя не утомил?" Аристотель ответил: "Нет,
я не слушал". Его попрекали за то, что он собрал складчину
для нехорошего человека; он ответил (передают и так): "Я
собирал не для человека, а для человечности". На вопрос,
как вести себя с друзьями, он сказал: "Так, как хотелось
бы, чтобы они вели себя с нами".
Справедливость, говорил он, – это душевная
добродетель, состоящая в том, чтобы всем воздавать по
заслугам. Воспитание называл он лучшим припасом к старости.
Часто он говорил: "У кого есть друзья, у того нет друга"
– так сообщает Фаворин во II книге "Записок", но это
есть и в VII книге "Этики"
20.
Таковы известные его изречения.
Он написал очень много книг, и так как был он
отличнейшим во всех науках, то я почел за нужное
перечислить их все: "О справедливости" 4 книги,
"О поэтах" 3 книги, "О философии" 3 книги,
"О государственном деятеле" 2 книги, "О риторике,
или Грилл", "Неринф", "Софист", "Менексен", "О любви",
"Пир", "О богатстве", "Поощрение", "О душе",
"О молитве", "О знатности", "О наслаждении",
"Александр, или В защиту поселенцев", "О царской
власти", "О воспитании", "О благе" 3 книги,
"Извлечения из "Законов" Платона" – 3 книги,
"Извлечения из "Государства"" – 2 книги,
"О домоводстве", "О дружбе", "О том, что
значит страдать или пострадать", "О науках",
"О спорных вопросах" 2 книги, "Разрешения спорных
вопросов" – 4 книги, "Софистические разделения" –
4 книги, "О противоречиях", "О родах и видах",
"О присущем", "Записки об умозаключениях" 3 книги,
"Предпосылки о добродетели" – 2 книги, "Возражения"
"О различных выражениях, или О приложении",
"О страстях, или О гневе", "Этика" – 5 книг,
"О началах" 3 книги, "О науке",
"О первоначале", "Разделения" – 17 книг, "К
разделениям", "О вопросах и ответах" 2 книги,
"О движении", "Предпосылки", "Спорные предпосылки",
"Силлогизмы", "Первая аналитика" – 8 книг, "Большая
вторая аналитика" – 2 книги, "О задачах",
"Методика" – 8 книг, "О лучшем", "Об идее",
"Определения к топике" – 7 книг, "Силлогизмы" – 2
книги, "К силлогизмам определения",
"О предпочтительном и случайном", "К топике", "Топика
к определениям" – 2 книги, "Страсти", "К разделениям",
"О математике", "Определения" – 13 книг,
"Умозаключения" – 2 книги, "О наслаждении",
"Предпосылки", "О добровольном", "О прекрасном",
"Положения к умозаключениям" – 25 книг, "Положения о
любви" – 4 книги, "Положения о дружбе" – 2 книги,
"Положения о душе", "Политика" – 2 книги,
"Политические беседы наподобие Феофрастовых" – 8 книг,
"О справедливом" 2 книги, "Сборник руководств" –
2 книги, "Руководство по риторике" – 2 книги,
"Руководство", "Другой сборник руководств" – 2 книги,
"О методе", "Сокращение Феодектова руководства",
"Разработка руководства по поэтике" – 2 книги,
"Риторические энтимемы", "О большом", "Разделения
энтимем", "О слоге" 2 книги, "О советовании",
"Сборник" – 2 книги, "О природе" 3 книги, "К
природе", "Об Архитовой философии" 3 книги,
"О Спевсипповой и Ксенократовой философии",
"Извлечения из "Тимея" и из "Архита"", "Возражение на
Мелисса", "Возражение на Алкмеона", "Возражение на
пифагорейцев", "Возражение на Горгия", "Возражение на
Ксенофана", "Возражение на Зенона", "О пифагорейцах",
"О животных" 9 книг, "Анатомия" – 8 книг,
"Выборка из Анатомии", "О сложных животных",
"О баснословных животных", "О бесплодии",
"О растениях" 2 книги, "Физиогномика", "Врачевание"
– 2 книги, "О единице", "Признаки бури", "К
астрономии", "К оптике", "О движении",
"О музыке", "К мнемонике", "Гомеровские вопросы"
– б книг, "Поэтика", "Физика в азбучном порядке"
– 28 книг, "Рассмотренные вопросы" – 2 книги,
"Круг знаний" – 2 книги, "К механике", "Демокритовы
вопросы" – 2 книги, "О магните", "Примеры",
"Смесь" – 12 книг, "Исследования по родам" – 14
книг, "Притязания", "Олимпийские победители", "Пифийские
победители", "О музыке", "К Пифийским играм",
"Опровержения о пифийских победителях", "Дионисийские
победители", "О трагедиях", "Театральные списки",
"Пословицы", "Застольные порядки", "Законы" – 4 книги,
"Категории", "Об истолковании", "Государственные
устройства" 158 городов, общие и частные, демократические,
олигархические, аристократические и тиранические, "Письма к
Филиппу", "Сёлимбрийские письма", "Письма к Александру"
– 4 книги, "К Антипатру" – 9 книг, "К Ментору",
"К Аристону", "К Олимпиаде", "К Гефестиону", "К
Фемистагору", "К Филоксену", "К Демокриту"; гекзаметры,
начинающиеся "Старший богов, святой дальновержец...";
элегические стихи, начинающиеся "Матери дочь благодетной...".
Всего в этих сочинениях 445 270 строк.
Вот сколько написано им книг. А изложить в них он хотел
вот что.
В философии есть две части: практическая и
теоретическая. Практическая включает этику и политику
(причем к политике относятся как дела государственные, так
и дела домоводственные), теоретическая – физику и
логику (причем логику не как самостоятельную часть, а как
отточенное орудие).
У всего этого он с отчетливостью предполагал две цели:
вероятность и истину. Для каждой цели употреблял два
средства: диалектику и риторику для вероятности, аналитику
и философию для истины.
Из того, что служит нахождению, суждению, использованию,
он не упустил ничего. Для нахождения он предложил в
"Топике" и "Методике"
21
множество
предпосылок, из которых нетрудно подобрать убедительные
приемы для решения вопросов. Для суждения он предложил
"Аналитики", первую и вторую: в первой он обсуждает
предпосылки, во второй рассматривает их соединение. Для
использования он дает указания к спору, к вопросам, к
софистическим опровержениям, к силлогизмам и прочему подобному.
Критерием истины объявлял он для являющихся впечатлений
– ощущение, а для предметов нравственности,
относящихся к государству, дому и законам, – разум.
Конечную цель он полагал одну – пользование
добродетелью в совершенной жизни
22.
Счастье, говорил он, есть совместная полнота трех благ:
во-первых (по значительности), душевных; во-вторых,
телесных, каковы здоровье, сила, красота и прочее подобное;
в-третьих, внешних, каковы богатство, знатность, слава и им
подобное. Добродетели не достаточно для счастья –
потребны также блага и телесные и внешние, ибо и мудрец
будет несчастен в бедности, в муке и прочем. Порока же
достаточно для несчастья, даже если при нем и будут в
изобилии внешние и телесные блага. Добродетели он не считал
взаимозависимыми, ибо человек может быть и разумен и
справедлив, и в то же время буен и невластен над собой.
Мудрец, говорил он, не свободен от страстей, а умерен в
страстях.
Приязнь определял он как равенство взаиморасположения:
бывает она родственная, любовная и гостеприимственная.
Любовь служит не только совокуплению, но и философии;
мудрец будет и предаваться любви, и заниматься
государственными делами, и вступать в брак, и жить с
царями. Жизнь бывает троякая: созерцательная, деятельная и
усладительная; созерцательная предпочтительнее всего. Вся
совокупность наук весьма способствует достижению добродетели.
В физике он особенно превзошел всех изысканиями о
причинах вещей: даже для самых малых вещей он открывал
причины. Поэтому им и написано так много книг физического
содержания. Бога он вслед за Платоном объявлял бестелесным.
Провидение бога простирается на небесные тела, сам же он
неподвижен; а все наземное устрояется по взаимострастию
небесными телами. Стихий существует четыре, а кроме них
пятая, из которой состоят эфирные тела; и движение у нее
особенное, а именно кругообразное.
Душу он также считал бестелесной: это – первая
предельность (entelecheia) тела природного, имеющего строй
и – посильно – живого
23.
"Предельность" есть то, что имеет бестелесный вид; бывает
она, по его словам, двоякой: или в возможности –
например, Гермес в том воске, который способен принять его
очертания, или в совладании (hexis) – например, Гермес
в завершенном виде или в статуе. "Тело" названо
"природным", ибо есть тела рукотворные, изготовленные
ремесленниками, – например, башня или ладья, и есть
природные – например, растения и тела животных. И оно
называется "имеющим строй", то есть устроенным
целесообразно, как зрение – чтобы видеть, и слух
– чтобы слышать. "Посильно – живого" – это
значит: содержащего жизнь в себе; вообще же "посильно"
имеет двоякое значение: по совладанию (cath' hexin) и по
действованию (cat' energeian) – по действованию,
например, имеет душу бодрствующий, по совладанию –
спящий; таким образом, оговорка "посильно" сделана, чтобы
подпал под нее и спящий.
Он высказывал и много других суждений о многих
предметах, которые было бы долго перечислять, ибо всюду он
был в высшей степени трудолюбив и изобретателен, как видно
и из вышеназванных его сочинений, число которых близко к
четыремстам, считая только несомненные; а ему приписывается
и много других сочинений, равно как и изречений, метких, но
незаписанных.
Всего было восемь Аристотелей: первый –
вышеназванный; второй – афинский государственный
деятель, от которого известны изящные судебные речи
24;
третий – занимавшийся
"Илиадой"; четвертый – сицилийский ритор, написавший
возражение на "Панегирик" Исократа; пятый – по
прозвищу "Миф", последователь сократика Эсхина; шестой
– из Кирены, писал о поэтике; седьмой – учитель
гимнастики, упоминаемый Аристоксеном в "Жизнеописании
Платона"; восьмой – безвестный грамматик, от которого
сохранилось пособие "О словоизлишестве".
У Аристотеля Стагирского было много учеников; более
всего выделялся из них Феофраст, о котором и пойдет речь.
2. ФЕОФРАСТ
Феофраст из Эреса, сын Меланта (который был
сукновалом, как утверждает Афинодор в VIII книге
"Прогулок"). Вначале он слушал в родном городе своего
земляка Алкиппа, потом учился у Платона и наконец перешел к
Аристотелю; а когда тот удалился в Халкиду, Феофраст принял
от него школу в 114-ю олимпиаду. Говорят, у него даже раб
был философом, а звали этого раба Помпил, – как
утверждает Мирониан Амастрийский в I книге "Исторических
сравнений".
Был он человек отменной разумности и трудолюбия; по
словам Памфилы в 32-й книге "Записок", у него учился даже
Менандр, сочинитель комедий, да и во всем прочем он
отличался готовностью к услугам и любовью к наукам. Его
принимал Кассандр, и за ним посылал Птолемей; афиняне же
настолько были к нему расположены, что когда Агнонид посмел
обвинить его в нечестии, то сам едва не подвергся наказанию
25.
Беседы его посещало до двух тысяч учеников
26.
В письме к перипатетику Фанию он говорит, между прочим, и о
преподавательстве
27:
"Нелегко подобрать
по вкусу даже узкий круг слушателей, не только что широкий.
Чтения требуют исправлений; а отложить их и пренебречь ими
– этого юный возраст перенести не может". Это то самое
письмо, в котором он обзывает кого-то педантом
28.
Несмотря на все это, пришлось и ему вместе с другими
философами удалиться в изгнание, когда Софокл, сын
Амфиклида, внес закон, чтобы никто из философов под страхом
смерти не возглавлял школу, кроме как по решению совета и
народа. Однако на другой год они вернулись, так как Филон
обвинил Софокла в противозаконии, закон этот был афинянами
отменен. Софокл наказан пенею в пять талантов, а философам
дозволено было воротиться, с тем чтобы и Феофраст воротился
и жил, как прежде.
Звали его Тиртам, Феофрастом же ["богоречивым"] его
наименовал Аристотель за его божественную речь. Он был
влюблен в сына Аристотеля, Никомаха, хоть и был его
учителем (так утверждает Аристипп в IV книге
"О роскоши древних"). Аристотель, говорят, повторил о
нем и Каллисфене то же, что Платон (как было сказано)
говорил о Ксенократе и о самом Аристотеле, – ибо
Феофраст сверх всякой меры исследовал своим острым умом все
умозримое, Каллисфен же был от природы вял, и поэтому
одному была нужна узда, другому – шпоры
29.
Говорят, у Феофраста был свой
сад, купленный уже после смерти Аристотеля с помощью
Деметрия Фалерского, друга его. Известны остроумные его
высказывания: так, он сказал, что надежней конь без узды,
чем речь без связи; а одному гостю в застолье, не
проронившему ни слова, он сказал: "Коли ты неуч, то ведешь
себя умно, а если учен, то глупо". И не раз он говорил, что
самая дорогая трата – это время.
Скончался он в преклонном возрасте, восьмидесяти пяти
лет, декоре после того, как отошел от занятий. Вот наши
стихи о нем:
Нет, не пустые слова завещаны смертному роду:
Сломится мудрости лук только, расслабь тетиву,
Так Феофраст был жив и силен, покуда трудился,
А отрешась от трудов, в вялом бессилье угас
30.
Говорят, ученики его спросили, что он им заповедует? Он
ответил: "Заповедать мне вам нечего – разве лишь
сказать, что многие жизненные услады только по видимости
славятся таковыми. Едва начав жить, мы умираем
31;
поэтому ничего нет
бесполезнее, чем погоня за славою. Будьте же благополучны,
а науку мою или оставьте – ибо требует она немалого
труда, – или отстаивайте с честью, и тогда будет вам
великая слава. В жизни больше пустого, чем полезного. Мне
уже более вам не советовать, как вести себя, смотрите же
сами, что делать и чего не делать. И с такими словами он,
говорят, испустил дух. И есть рассказ, что афиняне воздали
ему последнюю почесть всенародным пешим шествием.
Фаворин рассказывает, что в старости его носили на
носилках, – так повествует Гермипп, ссылаясь на
сообщение Аркесилая Питанского Лакиду Киренскому.
Он тоже оставил великое множество книг, которые я счел
за нужное здесь перечислить, ибо они полны всяческих
достоинств. Вот они:
"Аналитика первая" – 3 книги, "Аналитика вторая"
– 7 книг, "Об анализе силлогизмов", "Обзор аналитик",
"Упорядоченная топика" – 2 книги, "О споре, или
Рассмотрение доводов в прении", "О чувствах",
"Возражение на Анаксагора", "Об Анаксагоре", "Об
Анаксимене", "Об Архелае", "О соли, молоке и квасцах",
"Об окаменелостях" 2 книги, "О неделимых линиях",
"Беседы" – 2 книги, "О ветрах", "Различия
добродетелей", "О царской власти", "О воспитании
царя", "Об образах жизни" 3 книги, "О старости",
"О Демокритовой астрономии", "О метеорологии",
"Об образах", "О соках, красках и мясе",
"О миростроении", "О людях", "Диогеновский
сборник", "Определения" – 3 книги, "О любви",
"Еще о любви", "О счастье", "О видах" 2 книги,
"О припадочной болезни", "О вдохновении", "Об
Эмпедокле", "Сжатые умозаключения" – 18 книг,
"Возражения" – 3 книги, "О добровольном", "Обзор
Платонова "Государства"" – 2 книги, "О разнице
голосов у животных одной породы", "О совокупных
явлениях", "О животных, которые кусаются и брыкаются",
"О так называемых завистливых животных",
"О животных, пребывающих на суше", "О животных,
меняющих цвет", "О животных, обитающих в норах",
"О животных" 7 книг, "О наслаждении по
Аристотелю", "Еще о наслаждении", "Положения" – 24
книги, "О тепле и холоде", "О головокружении и
помрачении", "О поте", "Об утверждении и отрицании",
"Каллисфен, или О страдании", "Об усталости",
"О движении" 3 книги, "О камнях", "О моровых
болезнях", "О малодушии", "Мегарик",
"О меланхолии", "О металлах" 2 книги,
"О меде", "О Метродоровом сборнике", "К
метеорологии" – 2 книги, "О пьянстве", "Законы в
азбучном порядке" – 24 книги, "Обзор законов" –
10 книг, "К определениям", "О запахах", "О вине и
масле", "Первые предпосылки" – 18 книг, "Законодатели"
– 3 книги, "Политики" – 6 книг, "Политические
обстоятельства" – 4 книги, "Политические обычаи"
– 4 книги, "О наилучшем государственном
устройстве", "Сборник вопросов" – 5 книг,
"О пословицах", "О замерзании и таянии", "Об
огне" 2 книги, "О дыханиях", "Об оцепенении", "Об
удушье", "О повреждении ума", "О страстях",
"О знаках", "Софизмы" – 2 книги,
"О разрешении силлогизмов", "Топика" в 2 книгах,
"О наказании" в 2 книгах, "О волосах",
"О тирании", "О воде" 3 книги, "О сне и
сновидениях", "О приязни" 3 книги, "О честолюбии"
2 книги, "О природе" 3 книги, "О физике" 18 книг,
"Обзор о физике" – 2 книги, "Физика" – 8 книг,
"Возражение физикам", "Об истории растений" 10 книг,
"Причины растений" 8 книг, "О соках" 5 книг,
"О ложном наслаждении", "Положение о душе",
"О сторонних доказательствах", "О простых
сомнительных случаях", "Гармоника", "О добродетели",
"Исходные движения или противоположности", "Об отрицании",
"О знании", "О смешном", "Вечерние вопросы"
– 2 книги, "Разделения" – 2 книги,
"О различиях", "О преступлениях",
"О клевете", "О похвале", "Об опыте", "Письма"
– 3 книги, "О самозарождающихся животных",
"О выделении", "Похвальные слова богам",
"О праздниках", "Об удаче", "Об энтимемах", "Об
изобретениях" 2 книги, "Этические досуги", "Этические
очерки", "О беспорядке", "Об истории", "Об оценке
силлогизмов", "О лести", "О мире", "К Кассандру о
царской власти", "О комедии", ("О мерах",)
"О слоге", "Сборник доводов", "Разрешения",
"О музыке" 3 книги, "О мерах", "Мегакл",
"О законах", "О беззакониях", "Ксенократовский
сборник", "К разговору", "О присяге", "Риторические
наставления", "О богатстве", "О поэтике",
"Вопросы политические, этические, физические, любовные",
"Вступления", "Сборник вопросов", "О физических
вопросах", "О примере", "О приступе и
повествовании", "Еще о поэтике", "О мудрецах",
"О совете", "О погрешностях языка", "Об
ораторском искусстве", "Виды ораторских искусств" – 17
книг, "О лицедействе", "Записки Аристотелевы или
Феофрастовы" – 6 книг, "Мнения физиков" – 16
книг, "Обзор мнений физиков", "О благости"
("Нравственные очерки"), "Об истине и лжи", "Разыскания о
божественном" – 6 книг, "О богах" 3 книги,
"Геометрические разыскания" – 4 книги, "Обзор
сочинения Аристотеля "О животных"" – 6 книг,
"Сжатые умозаключения" – 2 книги, "Положения" – 3
книги, "О царской власти" 2 книги, "О причинах",
"О Демокрите", ("О клевете",)
"О становлении", "О разумении и нраве животных",
"О движении" 2 книги, "О зрении" 4 книги, "К
определениям" – 2 книги, "О данности",
"О большем и меньшем", "О музыкантах",
"О счастье богов", "Возражение академикам",
"Поощрение", "О наилучшем управлении государствами",
"Записки", "О сицилийском извержении", "Об
общепризнанном", ("О физических вопросах",) "Какие
есть способы познания", "О лжеце" 3 книги, "Введение в
топику", "К Эсхилу", "Астрономические разыскания" – 6
книг, "Арифметические разыскания об увеличении", "Акихар",
"О судебных речах" ("О клевете"), "Письма к
Астикреонту, к Фанию, к Никанору", "О благочестии",
"Евиад", "О благоприятном времени", "Об уместных
доводах", "О воспитании детей", "Другое различие",
"О воспитании, или О добродетелях и умеренности",
("Поощрение",) "О числах", "Определения к изложению
силлогизмов", "О небе", "К политике" – 2 книги,
"О природе", "О плодах", "О животных".
Всего 232 808 строк. Вот сколько у него было сочинений.
Я обнаружил и его завещание: оно имеет такой вид:
"Да будет все к лучшему; если же что случится, завещание
мое таково. Все, что у меня на родине, я отдаю Меланту и
Панкреонту, сыновьям Леонта. На деньги же, что положены у
Гиппарха, да будет сделано вот что. Прежде всего довершить
святилище
32
и статуи Муз и все прочее, что
удастся там украсить к лучшему. Далее, восстановить в
святилище изваяние Аристотеля и все остальные приношения,
сколько их там было прежде. Далее, отстроить портики при
святилище не хуже, чем они были, и в нижний портик
поместить картины, изображающие всю землю в охвате, и
алтарь устроить законченным и красивым.
Воля моя, чтобы Никомаху была сделана статуя в рост; за
ваяние уже уплачено Праксителю, а доплату производить из
вышеназванных средств. Поставить же ее там, где почтут за
лучшее исполнители прочих распоряжений этого завещания. Так
быть со святилищем и приношениями.
Имение, что у нас в Стагире
33, отдаю
Каллину, а все мои книги – Нелею. Сад и прогулочное
место и все постройки при том саде отдаю тем из названных
здесь друзей, которые пожелают и впредь там заниматься
науками и философией, ибо невозможно там быть всем и
всегда; и пусть они ничего себе не оттягивают и не
присваивают, а располагают всем сообща, словно храмом, и
живут между собой по-домашнему дружно, по пристойности и
справедливости. А быть в той общине Гиппарху, Нелею,
Стратону, Каллину, Демотиму, Дема-рату, Каллисфену,
Меланту, Панкреонту Никиппу; а если Аристотель, сын
Метродора и Пифиады, пожелает заниматься философией, то и
ему быть с ними, а старшим иметь о нем всяческую заботу,
чтобы он сколь можно более преуспел в философии. Похоронить
меня в саду, там, где покажется уместнее, ничего лишнего не
тратя ни на гробницу, ни на памятник. Дополнительно к
сказанному: после того, что с нами случится, заботу об
уходе за храмом, памятником, садом и прогулочным местом
принять Помпилу, остаться там жить и обо всем прочем
заботиться, как прежде; а заботу о доходе принять самим
хозяевам.
Помпилу и Фрепте, как давно уже получившим от нас
вольную и послужившим нам многими услугами, владеть
беспрепятственно всем, что они от нас получили, что сами
приобрели, и что я им оставил у Гиппарха, а оставил я две
тысячи драхм, – о том я не раз советовался с Мелантом
и Панкреонтом, и они со мною согласны. Им я завещаю рабыню
Соматалу. Из рабов я уже дал вольную Молону, Тимону и
Парменону; даю также и Манету и Каллию, с тем чтобы они на
четыре года оставались в саду, работали со всеми и вели
себя беспорочно. Из домашней утвари, сколько сочтут нужным
попечители, отдать Помпилу, остальное продать. Карио-на
завещаю Демотиму, Донака – Нелею, а Евбея – продать.
Гиппарх пусть выплатит Каллину три тысячи драхм. Если бы
я не знал, что и прежде Гиппарх оказывал услуги как Меланту
с Панкреонтом, так и мне, а теперь потерпел крушение в
своих делах, то я непременно назначил бы Гиппарха моим
душеприказчиком вместе с Мелантом и Панкреонтом. Но так как
я понимаю, что хозяйствовать ему с ними нелегко, то
полагаю, что им выгодней получить от него положенную сумму
деньгами. Пусть же Гиппарх выдаст Меланту и Панкреонту по
таланту, и пусть Гиппарх выдаст душеприказчикам на все
расходы, перечисленные в завещании, то, что потребуется к
нужным срокам, а по совершении этого пусть он будет
свободен от всех обязательств передо мною, а о чем он
договорился от моего имени в Халкиде, то пускай останется
за ним.
Душеприказчиками над всем, что записано в завещании,
быть Гиппарху, Нелею, Стратону, Каллину, Демотиму,
Каллисфену, Клесарху. Завещание за печатью Феофраста
положено в списках: первый – у Гегесия, сына Гиппарха,
а свидетели – Каллипп из Паллены, Филомел из Эвонима,
Лисандр из Гибы, Филон из Алопеки; второй – у
Олимпиодора, а свидетели те же; третий – у Адиманта,
которому его передал Андросфен Младший, а свидетели –
Аримнест, сын Клеобула, Лисистрат, сын Федона из Фасоса,
Стратон, сын Аркесилая из Лампсака, Фесипп, сын Фесиппа, из
Керамии, Диоскурид, сын Дионисия, из Эпикефисии".
Таково его завещание.
Некоторые говорят, что и врач Эрасистрат тоже был его
слушателем, и это вполне правдоподобно.
3. СТРАТОН
Преемником его во главе школы был
Стратон, сын Аркесилая, из Лампсака, о котором он
упоминает в завещании, – человек знаменитый,
прозванный физиком за его ни с кем не сравнимое внимание к
этой науке. Он был даже учителем Птолемея Филадельфа и
получил от него восемьдесят талантов. По "Хронологии"
Аполлодора, возглавил он школу в 3-м году 123-й олимпиады и
возглавлял ее восемнадцать лет.
Книги его были такие: "О царской власти" 3 книги,
"О справедливости" 3 книги, "О благе" 3 книги,
"О богах" 3 книги, "О первоначалах" 3 книги, "Об
образах жизни", "О счастье", "О царе-философе",
"О храбрости", "О пустоте", "О небе",
"О дыхании", "О человеческой природе",
"О происхождении животных", "О смешении",
"О сне", "О сновидениях", "О зрении", "Об
ощущении", "О наслаждении", "О красках",
"О болезнях", "О кризисах", "О силах",
"О металлах", "Механика", "О голоде и
помрачении", "О легком и тяжелом",
"О вдохновении", "О времени", "О еде и
росте", "О сомнительных животных",
"О баснословных животных", "О причинах",
"Разрешение сомнений", "Введение в топику",
"О случайном", "Об определении", "О большем и
меньшем", "О несправедливом", "О предшествующем и
последующем", "О высшем роде", "Об особенном",
"О будущем", "Опровержения найденного" – 2 книги,
"Записки" [спорные] и письма, начинающиеся: "Стратон
Арсиное желает благополучия". Всего 332 420 строк
34.
Говорят, он был таким худым, что не почувствовал
собственной смерти. И наши о нем стихи таковы:
Тонким был и худым Стратон, рожденный в Лампсаке,
От умащенья многого.
Долго борол он болезнь; но даже поборот болезнью,
Он смерти не почувствовал
35.
Всего было восемь Стратонов: первый – слушатель
Исократа; второй – тот, о ком была речь; третий –
врач, Эрасистратов ученик, а по некоторым известиям, даже
приемыш; четвертый – историк, описывавший войны
Филиппа и Персея с римлянами; [...]
36;
шестой – поэт, сочинитель эпиграмм; седьмой –
старинный врач, упоминаемый Аристотелем; восьмой –
перипатетик, живший в Александрии.
От Стратона-физика сохранилось и завещание, написанное
вот каким образом:
"На случай, если что случится со мной, я делаю такие
распоряжения. Все имущество на родине оставляю Лампириону и
Аркесилаю. Из тех денег, что при мне в Афинах, прежде всего
душеприказчикам моим устроить мое погребение и все, что при
нем полагается, без излишества, но и без скаредности.
Душеприказчиками моими по сему завещанию будут Олимпих,
Аристид, Мнесиген, Гиппократ, Эпикрат, Горгил, Диокл,
Ликон, Афан. Школу я оставляю Ликону, ибо остальные для
того или стары, или недосужны; но и остальным было бы
похвально ему содействовать. Ему же я оставляю и все книги,
кроме написанных мною, и всю застольную утварь, и
покрывала, и посуду. Пусть душеприказчики дадут Эпикрату
пятьсот драхм и одного из рабов по усмотрению Аркесилая.
Лампириону и Аркесилаю прежде всего расторгнуть договор
с Даиппом об Ирее, чтобы ему не быть в долгу ни перед
Лампирионом, ни перед его наследниками, а быть свободным от
всякого обязательства. Душеприказчики пусть выдадут ему
пятьсот драхм деньгами и одного из рабов по усмотрению
Аркесилая, чтобы за многие его труды и услуги для нас мог
он вести жизнь достойную и приличную. Отпускаю на волю
Диофанта, Диокла и Аба, а Симия завещаю Аркесилаю; отпускаю
на волю также Дромона.
По приезде Аркесилая Ирею с Олимпихом, Эпикра-том и
другими душеприказчиками отчитаться в издержках на
погребение и все к нему полагающееся. Оставшиеся деньги
Аркесилая получить от Олимпиха, не стесняя его, однако же,
сроками. Аркесилаю же расторгнуть договор, заключенный
Стратоном с Олимпихом и Аминием и хранящийся у Филократа,
сына Тисамена. О памятнике моем распорядиться так, как
почтут за благо Аркесилай, Олимпих и Ликон".
Таково его завещание, известное по сборнику Аристона
Кеосского. Сам же Стратон, как показано выше, был муж,
достойный всяческой похвалы, отличавшийся в науках всякого
рода, преимущественно же в древнейшем и важнейшем их роде в
физике.
4. ЛИКОН
Преемником его был Ликон, сын Астианакта из
Троады, человек весьма речистый и с отменными
способностями к воспитанию детей. Так, он говорил, что
мальчиков нужно направлять к цели честолюбием и стыдом, как
коней – шпорами и уздой. А выразительность и пышность
его слога видны из того, как он говорил о бедной девушке:
"Тяжкое бремя родителю – девица, по бесприданности
своей минующая цвет своего возраста!" За это, говорят, и
Антипатр сказал о нем, что как красоту и аромат яблока не
отнять от яблока, так каждое его речение нужно было ловить
на его устах, словно плод на ветвях дерева. Дело в том, что
у него был замечательно приятный голос – некоторые
даже звали его не Ликоном, а Гликоном ["Сладким"]. В
письменном же слоге он был недостоин самого себя. Так, о
тех, кто слишком поздно раскаивается, что не учился
вовремя, и мечтает об учении, он изысканно говорил так:
"Они обвиняют сами себя, бессильной мечтой обличая
раскаянье в неисправимой праздности". О тех, кто впадал в
ошибки, он говорил, что они перебивают себе рассуждение,
словно мерят прямое кривою мерою или судят о лице по
отражению в зыбкой воде или в кривом зеркале. И еще он
говорил, что на торжище за венками гонятся многие, а в
Олимпии – немногие, чтобы не сказать никто. Сам он не
раз подавал афинянам советы, которые были им весьма полезны.
Одежду он носил самую чистую, и ни у кого не было мягче
плаща (как утверждает Гермипп). При этом он усердно
занимался телесными упражнениями, тело его всегда было в
хорошем виде, совсем как у атлета, уши прибиты и кожа
намаслена (так пишет Антигон Каристский). Говорят, у себя
на Илионских играх
37
он выступал и в борьбе, и в игре в мяч.
Он был близок и с Евменом и с Атталом, которые много
заботились о нем. Антиох тоже хотел его приблизить, но без
успеха. А с Иеронимом-перипатетиком он настолько враждовал,
что один не бывал у него даже в те ежегодные праздники, о
которых упоминалось в жизнеописании Аркесилая
38.
Школою он руководил сорок четыре года, приняв ее по
завещанию от Стратона в 127-ю олимпиаду. Был он также
слушателем диалектика Панфоида. Скончался он восьмидесяти
четырех лет, измученный подагрической болезнью. Вот наши
стихи о нем:
Не умолчу я в стихах и о том, как Ликона сгубила
Злая ножная болезнь: право, я диву даюсь –
Тот, кто умел по земле ступать лишь чужими стопами,
Длинный в единую ночь вымерил путь под землей
39.
Были и другие Ликоны: первый – пифагореец, второй
– тот, о ком шла речь, третий – эпический поэт,
четвертый сочинитель эпиграмм.
Я читал и завещание философа, вот какого вида:
"Нижеследующее завещание делаю я о своем имуществе на
случай, если не найду сил сопротивляться болезни. Все мое
имущество на родине отказываю моим братьям Астианакту и
Ликону; из этих средств пусть оплатят и все, что на мне
остается долгов или обязательств в Афинах, а также расходы
на погребение и все, что при нем полагается. Все мое
имущество в городе и на Эгине отдаю Ликону, ибо он носит
мое имя, жил со мною по-хорошему много лет и по праву
считается мне как сын.
Прогулочное место
40
оставляю тем из
моих ближних, которые его примут, – Булону, Каллину,
Аристону, Амфиону, Ликону, Пифону, Аристомаху, Гераклию,
Ликомеду и Ликону-племяннику, а они по усмотрению пусть
назначат над школою того, кто сможет быть при работе долго
и вести ее широко, остальные же ближние будут ему
содействовать из любви ко мне и к нашему общему крову.
О похоронах моих и о погребальном костре позаботиться
Булону и Каллину с товарищами, чтобы не было ни
скаредности, ни излишества. От моих оливковых деревьев на
Эгине Ликону после моей кончины уделять юношам масла для
умащения, чтобы умащение это было в подобающую память обо
мне и о чтившем меня. Ему же поставить мою статую, а место,
удобное для постановки, приискать с помощью Диофанта и
Гераклида, сына Деметрия. Ликону же возместить из моего
имущества в городе все, что я задолжал в его отсутствие.
Булону и Каллину обеспечить все траты на погребение и что к
нему полагается, а покрыть их из домашних средств, что я
оставляю им сообща. Им же вознаградить врачей Пасифемида и
Мидия, которые за их искусство и заботу обо мне достойны и
большей награды. Сыну Каллина дарю пару Ферикловых чаш, а
жене его – пару родосских чаш, ковер без ворса, ковер
с двойным ворсом, покрывало и две лучших подушки из своего
наследства – не хочу, вознаграждая их, показаться
неблагодарным.
О служителях моих распоряжаюсь так. Деметрию, давно уже
вольному, отпускаю его выкупной платеж и дарю пять мин,
хитон и плащ, чтобы за многие свои для меня труды у него
была достойная жизнь. Критону Халкедонскому тоже отпускаю
выкуп и дарю четыре мины. Микра отпускаю на волю, а Ликону
его кормить и воспитывать с этой поры шесть лет. Харета
тоже отпускаю на волю, а кормить его Ликону; и дарю ему две
мины и мои книги, которые изданы, неизданные же –
Каллину, чтобы издать их тщательным образом. Сиру, уже
отпущенному, дарю четыре мины и рабыню Менодору, а если за
ним есть долги мне, то прощаю их. Гиларе дарю пять мин,
ковер с двойным ворсом, две подушки, покрывало и ложе,
какое она пожелает. Отпускаю на волю также Микрову мать,
Ноэмона, Диона, Феона, Евфранора и Гермия; а по миновании
двух лет Агафона; а по миновании четырех – носильщиков
Офелиона и Посидония. Деметрию, Критону и Сиру дарю из
наследства каждому по ложу с покрывалами, на усмотрение
Ликона. Все это они заслужили, выполняя честно все, что им
было поручено.
Погребение мое совершить здесь или в моем отечестве, как
того пожелает Ликон, ибо я уверен, что о должном
благообразии он позаботится не меньше, чем я. А по
выполнении этих распоряжений основное мое гам находящееся
имущество да будет за ним. Свидетели – Каллин,
Гермионей, Аристон Кеосский, Евфроний Пеанийский".
Вот каким образом, обнаружив свой ум во всем, что он ни
делал, как в науке, так и в воспитании, Ликон показал не
меньшую тщательность и распорядительность и в том, как он
составлял завещание, – стало быть, и здесь он достоин
восхищения.
5. ДЕМЕТРИЙ ФАЛЕРСКИЙ
Деметрий Фалерский, сын Фанострата. Он был
слушателем Феофраста; но речами своими перед народом он
достиг власти над Афинским государством на целые десять
лет, в честь его были воздвигнуты 360 медных статуй, по
большей части представляющих его верхом или на колеснице
четверкой или парой, а отлиты они были меньше чем в триста
дней – таково было к нему рвение. Начал он заниматься
государственными делами тогда, когда в Афины бежал от
Александра Гарпал
41
(так пишет Деметрий
Магнесийский в книге "Соименники"). Стоя у власти, он
сделал для родного города много самого хорошего, обогатив
его и доходами и постройками. И хотя был он не из знати, а
из прислуги Конона (как утверждает Фаворин в I книге
"Записок"), но любовницей своей имел знатную гражданку
Ламию (по его же утверждению в той же I книге), и
пострадать ему пришлось от Клеона (о чем рассказывается во
II книге). Прозван он был одной гетерою Милоглазым и
Светлячком (как сообщает Дидим в "Застольных разговорах").
И говорят, будто в Александрии он лишился зрения, но вновь
обрел его милостью Сараписа, за что и сочинил в его честь
пеаны, которые поются по сей день.
Но сколь ни блистал он меж афинян, однако и его постигло
затмение от всепожирающей зависти. Обвиненный некими
злоумышленниками в смертном преступлении, он был приговорен
заочно
42;
и так как обвинители не могли
овладеть им самим, то изрыгнули яд свой на медные его
изваяния: все те статуи были низвергнуты, иные проданы,
иные потоплены, а иные (рассказывают и так) перекованы в
ночные горшки; только одна уцелела на акрополе. Фаворин в
"Разнообразном повествовании" говорит, что афиняне сделали
это по приказанию царя Деметрия; а год, когда он был
архонтом, стали именовать "годом беззакония" (по словам
того же Фаворина).
Гермипп сообщает, что после смерти Кассандра он из
страха перед Антигоном бежал к Птолемею Сотеру, прожил там
немалое время, был советником при Птолемее, и в частности
побуждал облечь царской властью сыновей Евридики. Но так
как царь не согласился и отдал диадему сыну Береники
43,
то после царевой кончины
Деметрия сочли нужным взять под стражу в Египте впредь до
выяснения и решения; и он доживал жизнь в упадке душевных
сил, пока во время сна его не укусила в руку ядовитая змея
и он не испустил дух. Погребли его в Бусиридском округе
близ Диосполя. Вот что мы написали о нем:
Змея сгубила мудрого Деметрия,
Горького яда полна;
Не белый свет очам открылся спавшего,
А бесконечная ночь
44.
Гераклид же (в "Обзоре Сотионовых "Преемств"") говорит,
что Птолемей сам хотел уступить царскую власть Филадельфу,
но Деметрий отговорил его, сказав: "Если дашь другому, то
потеряешь сам".
Когда он был гоним в Афинах – слышал я и такое,
– то даже Менандр, сочинитель комедий, едва не попал
под суд только за то, что был ему другом; но его отстоял
родственник Деметрия Телесфор.
Обилием сочинений и количеством строк он превзошел едва
ли не всех перипатетиков своего времени, будучи более всех
и образован и многоопытен. Среди этих сочинений есть
исторические, есть политические, есть о поэтах, есть о
риторике, есть речи к народу и речи посольские, есть даже
сборники Эзоповых басен и многое другое. А именно: "Об
афинском законодательстве" 5 книг, "Об афинском
государственном устройстве" 2 книги,
"О руководительстве народом" 2 книги,
"О политике" 2 книги, "О законах",
"О риторике" 2 книги, "О стратегии" 2 книги, "Об
Илиаде" 2 книги, "Об Одиссее" 4 книги, "Птолемей",
"О любви", "Фенонд", "Медон", "Клеон", "Сократ",
"Артаксеркс", "Знаток Гомера", "Аристид", "Аристомах",
"Поощрение", "О государственном устройстве",
"О десятилетии", "Об ионя-нах", "К посольству",
"О вере", "О милости", "Об удаче",
"О великодушии", "О браке", "О метеоре",
"О мире", "О законах", "Об обычаях", "Об
уместном", "Дионисий", "О Халкиде", "Обличение
афинян", "Об Антифане", "Историческое введение", "Письма",
"Собрание под присягой", "О старости", "Справедливое",
"Эзоповы басни", "Изречения".
Слог у него был философический, но в соединении с
ораторской напряженностью и силой
45.
Услышав, что афиняне уничтожили его статуи, он сказал: "Но
не добродетель, их заслужившую!" Он говаривал, что брови у
человека хоть и невелики, но мрачности от них хватит на
целую жизнь; что не только Богатство слепо, но и Удача,
которая при нем поводырем; что какова в битве сила стали,
такова в государстве сила слова.
Увидев однажды распутного юношу, он сказал ему: "Вот
тебе Гермес с перекрестка
46 – у него
и плащ, и брюхо, и борода, и уд". Не в меру важничающим он
советовал убавить спесь, не убавляя разума. Молодые люди,
говорил он, дома должны иметь стыд перед родителями, на
улице – перед встречными, а в уединении – сами
перед собой. Друзья, говорил он, в счастье нас покидают
лишь по просьбе, а в несчастье – и без просьбы. Вот
какие приписываются ему изречения.
Деметриев, заслуживших известность, было двадцать:
первый – халкедонский ритор, старший современник
Фрасимаха; второй – тот, о котором шла речь; третий
– перипатетик из Византия; четвертый – по
прозвищу Писец, славный повествователь, он же и живописец;
пятый – из Аспенда, ученик Аполлония из Сол; шестой
– из Каллатиса, написавший двадцать книг об Азии и
Европе; седьмой – из Византия, описавший в тринадцати
книгах переселение галлов из Европы в Азию и в восьми
книгах – Птолемея, Антиоха и их предприятия в Ливии;
восьмой – софист, живший в Александрии, сочинитель
руководства по риторике; девятый грамматик из Адрамиттия,
прозванный Иксионом, ибо подозревали, что он непочтителен к
Гере; десятый грамматик из Кирены, по прозвищу Бочка,
человек весьма примечательный; одиннадцатый – из
Скепсиса, человек богатый и знатный, большой любитель наук,
– это он вывел в люди своего земляка Метродора;
двенадцатый – грамматик из Эрифр, записанный в
граждане Лемноса; тринадцатый – вифинец, сын стоика
Дифила, ученик Панэтия Родосского; четырнадцатый ритор из
Смирны. Все они писали прозою. Из поэтов же первый писал
комедии в их древнюю пору; второй сочинял эпос, из которого
уцелели только такие стихи на завистников:
Им ненавистен живой, но им же скончавшийся дорог –
И о гробнице его, о бездушном его истукане
Город на город пойдет, и распрями встанут народы;
третий из Тарса, сочинял сатировские драмы; четвертый
слагатель ямбов, очень едкий; пятый – ваятель,
упоминаемый Полемоном; шестой – из Эрифр,
разносторонний писатель, сочинявши" также книги и по
истории и по красноречию.
6. ГЕРАКЛИД
Гераклид, сын Евтифрона из Гераклеи Понтийской.
Весьма богатый человек, в Афинах он вначале предался
Спевсиппу, был слушателем пифагорейцев и ревнителем
Платона; но потом перешел слушать Аристотеля (как о том
пишет Сотион в "Преемствах"). Одежды он носил мягкие и
телом был так тучен, что в Афинах его называли не "Гераклид
с Понта", а "Гераклид с пузом"
47.
Взглядом же он был величав и кроток.
Ему приписываются отличные и прекрасные
сочинения-диалоги, в том числе этические:
"О справедливости" 3 книги, "Об умеренности",
"О благочестии" 5 книг, "О мужестве",
"О добродетели вообще", другое такое же,
"О счастье", "О власти", "Законы и то, что к ним
относится", "О названиях", "Соглашения",
"Недобровольное", "О любви, или Клиний"; физические:
"Об уме", "О душе", "О душе в частности",
"О природе", "Об образах", "Против Демокрита",
"О небесном", "О подземном", "Об образах жизни" 2
книги, "Причины болезней", "О благе", "Против учения
Зенона", "Против учения Метрона"; грамматические:
"О поколении Гомера и Гесиода" 2 книги, "Об Архилохе и
Гомере" 2 книги; мусические: "О вопросах по Еврипиду и
Софоклу" 3 книги, "О музыке" 2 книги, "Решения
гомеровских вопросов" 2 книги, "К теоремам", "О трех
трагиках", "Характеры", "О поэзии и поэтах",
"О догадке", "О предусмотрении", "Толкования
Гераклита" – 4 книги, "Толкования против Демокрита",
"Решения споров" – 2 книги, "Предпосылки",
"О видах", "Решения", "Назидания", "Против Дионисия";
риторические: "О витийстве, или Протагор";
исторические: "О пифагорейцах", "Об открытиях".
Некоторые из этих сочинений писаны на комедийный лад,
например "О наслаждении" и "Об уверенности"; некоторые
– на трагедийный, например "Об Аиде",
"О благочестии" и "О полномочии". Есть у него и
некий промежуточный слог в разговоре – там, где
собеседуют философы, военачальники и государственные мужи.
Писал он и по геометрии, и по диалектике, и речь его
повсюду была разнообразна, возвышенна и способна волновать
сердца.
Полагают, что в своем отечестве он убил властителя и
освободил граждан от тирании
48; так пишет
Деметрий Магнесийский в "Соименниках". Там же сообщается о
нем вот что: и мальчиком и взрослым он держал при себе
ручную змею, а перед смертью завещал верному человеку во
время похорон спрятать эту змею на погребальных носилках,
чтобы казалось, будто он отошел к богам
49.
Так и было сделано г но когда граждане, с громкими
похвалами сопровождавшие тело Гераклида, подняли шум, то
змея это услышала и высунулась из-под его плаща, всех
обративши в ужас. Однако потом все открылось, и люди
увидели Гераклида не каким он казался, а каким он был. Наши
о нем стихи таковы:
Ты, Гераклид, пожелал, чтоб люди поверили славе,
Будто по смерти своей стал ты живою змеей.
Ты обманулся, мудрец, – иное у нас в разуменье:
Видя животным змею, видим животным тебя
50.
То же самое сообщает и Гиппобот.
Гермипп рассказывает, что, когда страну посетил голод,
гераклейцы обратились за спасением к пифии; а Гераклид
подкупил пифию и послов, чтобы они объявили: бедствия
минут, если Гераклида, сына Евтифрона, при жизни венчать
золотым венком, а по смерти почтить геройскими почестями.
Вещание было оглашено, но не на радость измыслившим его:
Гераклид, увенчанный в театре, тотчас умер от удара, послы
погибли, побитые каменьями, а пифия в ту же пору, входя в
святилище, наступила на одну из змей и от укуса сразу
испустила дух. Вот что рассказывается о его кончине
51.
Аристоксен-музыкант говорит, что он сочинял и трагедии,
приписывая их Феспиду; а Хамелеон уверяет, что Гераклид
обокрал его в сочинении "О Гесиоде и Гомере". Бранит
его и эпикуреец Автодор, оспаривая его книги
"О справедливости". А Дионисий-перебежчик (или Искра,
по другому прозвищу), сочинив трагедию "Парфенопей",
приписал ее Софоклу; Гераклид же, поверив этому, сослался
на нее в одном из своих сочинений как на Софоклову.
Дионисий, узнав об этом, признался в подделке, но тот не
стал его слушать и не поверил; тогда Дионисий указал ему на
акростих, а там было имя Панкала, в которого Дионисий был
влюблен. Но и тут Гераклид не верил и говорил, что это
могло получиться случайно. Дионисий сказал ему в ответ:
"Смотри, ты тут найдешь и такие слова:
– На старых обезьян ловушек нет.
– Есть и на них: дай срок, и попадутся.
И добавил: "И не стыдно тебе, Гераклид, что ты и буквы
складывать разучился?"
Всего было четырнадцать Гераклидов: первый – тот, о
котором шла речь; второй – его земляк, сочинявший
воинские пляски и всякую болтовню; третий – из Кимы,
написал пять книг "О Персии"; четвертый – тоже из
Кимы, ритор, составитель учебников; пятый – из
Каллатиса или Александрии, написал "Преемства" в шести
книгах и "Речь о челноке", за которую сам был прозван
Челнок; шестой – из Александрии, писал о персидских
особенностях; седьмой диалектик из Баргилии, писал против
Эпикура; восьмой – врач Гикесиевой школы; девятый
– тарентинский врач-эмпирик; десятый – поэт,
сочинял увещания; одиннадцатый – ваятель из Фокеи;
двенадцатый – звучный поэт, сочинитель эпиграмм;
тринадцатый – из Магнесии, писал о Митридате;
четырнадцатый – составитель книг по астрономии.