все ссылки на этой странице открываются в новом окне
7. ферекид из сироса
а. свидетельства о жизни и сочинении
1. ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ, I, 116: Ферекид, сын Бабия, сиросец; как говорит Александр [Полигистор] в «Преемствах [философов]» [фр. 139 FHG], был учеником Питтака. Феопомп [FGrHist 115 F 71] говорит, что он первым написал о природе и <происхождении> богов.
О нем рассказывают много чудес. Так, прогуливаясь на берегу Самоса и увидев бегущий с попутным ветром корабль, он [пред]сказал, что [корабль этот] вскоре потонет, — и он потонул у него на глазах. Попив зачерпнутой из колодца воды, он предсказал, что на третий день будет землетрясение, — и сбылось. На пути в Олимпию он посоветовал в Мессене своему гостеприимцу Перилаю переселиться вместе с семьей, тот не послушался — и Мессена была захвачена. (117) Лакедемонянам сказал, чтоб не ценили ни золота, ни серебра, как говорит Феопомп в «Чудесах» [фр. 71], а приказал ему это во сне Геракл, который той же ночью велел царям слушаться Ферекида Некоторые приписывают эти [чудеса] Пифагору [см. А 6].
Гермипп говорит [фр. 19 FHG], что, когда вспыхнула война между эфесцами и магнесийцами, [Ферекид], желая, чтобы победили эфесцы, спросил у прохожего, откуда он. «Из Эфеса», — ответил тот. «Тогда волоки меня за ноги, — сказал он, — и положи на земле магнесийцев, да сообщи своим согражданам, чтоб после победы похоронили меня на этом самом месте (118) и что так приказал Ферекид». Тот сообщил, и эфесцы на следующий же день нападают на магнесийцев и побеждают их, а умершего Ферекида хоронят на этом самом месте и воздают ему великолепные почести. Некоторые, впрочем, говорят, что он пришел в Дельфы и бросился с Корикской горы. А Аристоксен в книге «О Пифагоре и его учениках» [фр. 14 Wehrli] говорит, что он заболел и был похоронен Пифагором на Делосе. Другие утверждают, что он умер от вшивости и, когда Пифагор навестил его и спросил, как он, тот просунул через дверь палец и сказал: «По коже ясно». Поэтому эрудиты употребляют это выражение в отрицательном смысле, а те, кто употребляет в положительном, допускают ошибку. (119) Он говорил также, что боги называют стол θυωρός [жертвенник] [В 12].
Андрон из Эфеса говорит, что было два Ферекида Сиросца: один — астроном, другой — богослов, сын Бабия, у которого учился Пифагор. Эратосфен [признает] только одного, и другого — [Ферекида] Афинского, генеалога.
Сохранилась книга Сиросца, которую он написал [прозой] и начало которой: «Зас … землю» [В 1]. Сохранился и гелиотропий на острове Спросе [следует 36 В 4 и эпиграмма Диогена].
(121) Он жил в пятьдесят девятую олимпиаду [544—541 гг. до н. э.]. [Следует подложное письмо к Фалесу].
1а. ЕВСЕВИЙ. Хроника, 59-я олимпиада (2-й год 59-й ол. — кодекс М, 4-й год 59-й ол. — остальные): Становится известным историк Ферекид.
2. СУДА, под словом «Ферекид»: Ферекид, сын Бабия, Сиросец (Сира — один из Кик л адских островов, близ Делоса). Жил во времена лидийского царя Алиатта, так что был современником семи мудрецов и родился около 45-й олимпиады [600—597 гг.
84
до н. э.]. Рассказывают, что он был учителем Пифагора, а у самого наставника не было: он сам себя выучил, приобретя тайные книги финикийцев. Некоторые сообщают, что он первым опубликовал сочинение в прозе (в то время как другие относят это к Кадму Милетскому) и первым ввел учение о метемпсихозе. Ревновал славе Фалеса. Умер от вшивости [ср. 11 А 11 (Иосиф Флавий); ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ, II, 46].
Вот все, что он написал: «Семинедрие» (Ἑπτάμυχος), иначе «Богосмешение» (Θεοκρασία) или «Теогония» (это теология в 10 книгах, содержащая происхождение и преемства богов).
Ферекид Афинский (старше Сиросского, который, как передают, свел воедино стихотворения Орфея) написал «Автохтонов» — древнюю историю Аттики в 10 книгах, «Увещевания» эпическим стихом. Порфирий, однако, не признает никого старше Сиросца и считает его единственным родоначальником прозы.
СУДА, под словом «Гекатей»: [Гекатей] первым опубликовал историю в прозе, Ферекид — прозаическое сочинение, ибо книга Акусилая считается неподлинной.
2а. ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ, I, 42 = 9 А 1 [Гермипп включает Ферекида в каталог 7 мудрецов].
3. СТРАБОН. География, X, с. 487: Сирос произносится с удлинением первого слога. Оттуда был родом Ферекид, сын Бабия. [Ферекид] Афинский моложе его.
4. ДИОДОР СИЦИЛИЙСКИЙ, X, 3, 4 [Из Аристоксена, см. гл. 14, 8]: Узнав, что его наставник Ферекид тяжело болен на Делосе, Пифагор поплыл из Италии на Делос. Там он по-сыновнему опекал его изрядное время и приложил всяческое старание, чтобы спасти старика от болезни. Когда же старость и тяжелая болезнь одолели Ферекида, он заботливо похоронил и почтил его принятыми обрядами, словно сын отца, после чего снова вернулся в Италию.
ПОРФИРИЙ. Жизнь Пифагора, 56 [После описания погрома, см. гл. 14, 16]: Ферекид умер до отъезда [Пифагора] из Самоса.
*ГЕРАКЛИД ЛЕМБОС. Эксцерпты из «Политий» Аристотеля, 32 (с. 378, 5 Rose) [из «Самосской Политий»]: Ферекид Сиросский, съеденный вшами, умер на Самосе. Посетившему его Пифагору он показал через щель палец, оголившийся [до кости]
* ЭЛИАН. Пестрая история, 4, 28: Ферекид Сиросский умер самой мучительной смертью из всех людей: все его тело было истреблено вшами. Так как лицо его стало безобразным, он уклонялся от общения с друзьями, а когда кто-нибудь приходил и спрашивал, как он поживает, просовывал через дверную щель палец, обнажившийся от мяса, и добавлял, что и все его тело в таком же состоянии. Делосцы говорят, что это бог, [почитаемый] на Делосе, разгневался на него и наслал эту болезнь: дескать, сидя на Делосе вместе с учениками, он много всякого наговорил о своей собственной мудрости и, между прочим, сказал следующее: он-де никому из богов не приносил жертв и, однако же, прожил ничуть не менее сладостную и беспечальную жизнь, чем те, кто жертвует [богам] гекатомбы. Вот за эти легкомысленные речи он и понес тяжелейшее наказание [там же, 5, 2]. Заболев, Ферекид, учитель Пифагора, сначала потел горячим липким потом, напоминающим сопли, потом покрылся насекомыми [?], а затем завшивел. Пока вши уничтожали его плоть, наступило истощение и он умер.
5. ЦИЦЕРОН. Тускуланские беседы, I, 16, 38: Полагаю, что за столько веков были, конечно, и другие, но насколько известно из письменного предания, впервые сказал, что души людей вечны, Ферекид Сиросский, лицо весьма древнее: ведь он жил в царствование моего сородича [= Сервия Туллия, 578—535 гг. до н. э.].
85
АПОНИЙ. Толкование на «Песнь песней», V, с. 95 [Bottino—Martini, Roma, 1843]; на «Песнь песней», 3, 5: Как мы сказали, в предыдущем «заклинании дщерей иерусалимских сернами и полевыми ланями» разумелись представители Фалесовой и Ферекидовой философии … из коих Фалес [см. 11 А 23] … а Ферекид первый, как сообщают, преподал своим слушателям, что душа человека бессмертна, и что она — жизнь тела, а также полагал, что один дух в нас — с неба, а другой происходит от земных семян. Он раньше всех описал природу и происхождение богов. Признано, что это сочинение весьма способствует нашей религии в том, чтобы идолопоклонник знал, что те, кого он считает богами, постыдно родились, вели чрезвычайно постыдную жизнь и весьма позорно умерли.
6. Эксцерпт из 1-й книги «Филологических лекций» ПОРФИРИЯ у Евсевия, Приготовление к Евангелию, X, 3, 6: Андрон в «Треножнике» рассказывает о предсказаниях философа Пифагора: как однажды в Метапонте он почувствовал жажду, зачерпнул [воды] из колодца и, попив, предсказал, что на третий день будет землетрясение. Приведя еще несколько примеров, он [Порфирий] добавляет: «Все, что Андрон рассказал о Пифагоре, украл Феопомп [FGrHist 115 F 70]. Если бы при этом он говорил эта о Пифагоре, то можно было бы предположить, что и другие знали об этом и говорили то же, что и Андрон, независимо. Однако перемена имени разоблачила плагиат: события-то он использует те же самые, а имя подменил другим — предсказывающим все это он сделал Ферекида Сиросского. Но не только этим именем маскирует он плагиат, а и переменой мест тоже: по словам Андрона, предсказание землетрясения произошло в Метапонте, а Феопомп утверждает, что на Спросе; корабль, утверждает он, наблюдали не из Мегар Сицилийских, а с Самоса; взятие Сибариса он перенес на взятие Мессены. А чтобы казалось, что кое-что он говорит сверх [того, что сообщает Андрон], присочинил и имя друга, сказав, что его звали Перилаем». МАКСИМ ТИРСКИЙ, 29, 5 Hobein: Ферекид предсказал самосцам землетрясение.
7. АРИСТОТЕЛЬ. Метафизика, N 4. 1091 b 6 [В теогониях древних поэтов-богословов — Орфея, Гесиода, Гомера — мир порождается не его нынешним правителем — Зевсом (благим и прекрасным началом), а аксиологически нейтральными первобытными существами: Ночью, Небом, Хаосом, Океаном. В этом они сходятся с современными философами, утверждающими вторичность и производность блага; ср. orphaeus.htm1 В 9]: Впрочем, эти [богословы] приходят к такому утверждению потому, что правители [мира у них] меняются; тогда как те из них, кто относится к смешанному типу (μεμιγμένοι) в силу того что они не все излагают в форме мифа, как, например, Ферекид и некоторые другие, полагают первичное породившее [мир начало] наивысшим благом, равно как и маги.
7а. ПЛОТИН, V, 1, 9: Так что те из древних, кто находится в наибольшем согласии с учением Пифагора и его последователей, а также Ферекида, занимались этой природой [ = «вечным и умопостигаемым Одним»], но только одни изложили [свои взгляды! в книгах, а другие — не в книгах, но в устных беседах, а то и вовсе оставили [их невысказанными].
8. ДАМАСКИЙ. О началах, 124 b (I, 321 К.) = ЕВДЕМ, фр. 150 W.: Ферекид Сиросский говорит, что Зас был всегда, и Хронос [Время] и Хтония — три первых начала … Хронос же создал из своего семени (γόνος) огонь, воздух (πνεῦμα) и воду … из которых — после того как они распределились в пяти недрах — образовалось новое многочисленное поколение богов, называемое «пятинедровым» (πεντέμυχος), что, вероятно, равнозначно «пятимирному» (πεντέκοσμος). Ср. В 1.
86
9. ПРОБ. Комм. к «Буколикам» Вергилия, 6, 31 (Appendix Serviana, ed. Hagen, c. 343, 18): [Трехэлементная космогония]. Согласен и Ферекид, но элементы приводит другие: Зевса, Хтонию и Кроноса, обозначая [так] огонь, землю и время, причем эфир — это то, что правит, земля — то, чем правят, а время — то, в чем управляется Вселенная.
ГЕРМИЙ. Осмеяние языч. философов, 12 (D. 654): Ферекид полагает началами Зевса, Хтонию и Кроноса; под Зевсом он разумеет эфир, под Хтонией — землю, под Кроносом — время (χρόνος); эфир — это активное начало, земля—пассивное, время — то, в чем все происходит.
ИОАНН ЛИДИЙСКИЙ. О месяцах, IV, 3: [Зевс], согласно Ферекиду, — Солнце.
10. СЕКСТ ЭМПИРИК. Пирроновы положения, III, 30. [«О материальных началах»]: Ферекид Сиросский считал [материальным] началом всего землю [из В 1, ср. А 8, 9].
11. МАКСИМ ТИРСКИЙ, 4, 4, с. 45 Hobein: Имей в виду также поэзию Сиросца: и Зевса с Хтонией, и Эрота [Любовь] между ними [В 3], и рождение Офионея, и битву богов [В 4], и древо, и покров [В 2].
12. ПРОКЛ. Комм, к «Тимею» 23 с; I, 129, 15 Diehl: Учение Платона не столь загадочно, как учение Ферекида. [ср. В 2, 6].
*ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ, I, 122: [Из подложного письма Ферекида к Фалесу]. Что бы ты ни читал [в моей книге] о богах — все надо понимать аллегорически, ибо обо всем я говорю намеками.
*КЛИМЕНТ АЛЕКС., Строматы, V, 50, 3 [ср. Гераклит А 4]: Сходно с этой книгой [Гераклита] и «Богословие» Ферекида Сиросского.
в. фрагменты
«Богословие» или «Семинедрие»
1. ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ, I, 119 [ср. А 1]: «Зас и Хронос были всегда, и Хтония; Хтонии же имя стало Земля (Γῆ) с тех пор, как Зас дал ей в дар землю».
Ср.: ГЕРОДИАН. Об особенных словах, II, 911, 8 Lentz. [Формы имени Зевс]: Дис, Зен, Ден, Зас и Зес у Ферекида по особому склонению [ср. А 8].
1а. АХИЛЛ. Введение к «Феноменам» Арата, 3 [31, 28 Maass]: Фалес Милетский и Ферекид Сиросский полагают началом всех вещей воду, которую Ферекид называет также Хаосом, вероятно заимствовав это у Гесиода, говорящего [Теог., 116]: «прежде всего возник Хаос».
2. Grenfell—Hunt, Greek Раруr., Ser. II, N 11, с. 23: Ему … покров. КЛИМЕНТ АЛЕКС. Строматы, VI, 9 (II, 428, 19 St.): Вслед за Гомером, сказавшим по поводу сделанного Гефестом щита [Ил., XVIII, 483, 607]: «Там он сделал землю, там — небо, там — море/, Там сделал великую, могучую реку Океан», — Ферекид Сиросский говорит: «Зас … чертоги Огена». Там же. VI, 53 (II, 459, 4): [Из Исидора] … Чтобы они поняли, что означает «крылатый дуб» и вышитый «покров» на нем — все аллегорическое богословие Ферекида, содержание которого он заимствовал из пророчества Хама.
Стб. 1: … <Е>му строят хоромы, многие и большие. Когда же они завершили их полностью, равно как и утварь, и слуг, и служанок, и все прочее, что необходимо, когда, значит, все было готово, устраивают свадьбу. И когда наступил третий день свадьбы,
87
тогда Зас творит покров, большой и красивый, и вышивает на нем Землю (Γῆν) и Огена, и чертоги Огена …
Стб. 2: [Зас обращается к Хтонии:] Ибо, <желая,> чтобы свадьбы были твоими я жалую тебя этим [покровом]. Ты же у меня здравствуй и будь моей женой!» Так, говорят, впервые произошли анакалиптерии. С тех пор этот обычай установился и у богов и у людей. Она же ем<у отвеча>ет, приняв<ши у него пок>ров …
3. ПРОКЛ. Комм. к «Тимею» 32 с (II, 54, 28 D.): Ферекид говорил, что, собираясь творить мир, Зевс превратился в Эрота: создав космос из противоположностей, он привел его к согласию и любви и посеял во всем тождественность и единение, пронизывающее универсум.
4. ОРИГЕН. Против Кельса, VI, 42 (II, 111, 13 К.): [По словам Кельса], Ферекид, который был намного древнее Гераклита, рассказывает миф о том, что два войска противостоят друг другу, одним из которых командует Кронос, другим — Офионей, и повествует о вызовах и поединках между ними, и как они заключают договор: которые из них упадут в Оген — тем быть побежденными, а которые выпихнут [врага] и победят — тем владеть небом. Этот же смысл, по его [Кельса] словам, имеют и священные сказания о Титанах и Гигантах, объявляющих войну богам, и священные сказания египтян о Тифоне, Горе и Осирисе.
ФИЛОН ИЗ БИБЛА. Финикийская история (у Евсевия. Приготовление к Евангелию, I, 10, 50): Заимствовав у финикийцев исходный материал [ср. 11 А 11 (Иосиф Флавий); 7 А 2], Ферекид богословствовал об Офионее (как он его называет) и Офионидах [потомках Офионея].
ТЕРТУЛЛИАН. О венце, 7: По словам Ферекида, раньше всех был коронован Сатурн, по словам Диодора [Сицилийского] [VI, 4], — Юпитер после победы над Титанами. Ср.: ПРОКЛ. Комм. к «Тимею» 20 d; I, 77, 15D.
5. ОРИГЕН. Против Кельса, VI, 42 (II, 112, 20 К.): Толкуя гомеровские стихи [Илиада I, 590; 15, 18] он [Кельс] говорит, что слова Зевса к Гере — это слова бога к материи, а слова к материи аллегорически выражают, что бог скрутил ее, изначально бывшую хаотически неистовой, связал определенными пропорциями и упорядочил, а демонов из ее окружения, которые окажутся смутьянами, сбросит в наказание вниз по дороге, ведущей сюда. Поняв эти стихи Гомера таким образом, Ферекид, по его словам, сказал: «Под тем уделом (μοῖρα) лежит удел τартарский, сторожат его дочери Борея Гарпии да Тиэлла [Буря], туда изгоняет Зевс богов, согрешивших от дерзости». То же значение, по его словам, имеет и покров Афины, выставляемый на всеобщее обозрение во время Панафинейского шествия: на нем изображено, как не имеющая матери и девственная богиня побеждает мятежных сынов земли.
6. ПОРФИРИЙ. О пещере нимф, 31: Ферекид Сиросский говорит о «недрах», «ямах», «пещерах», «дверях» и «вратах», символизирующих рождения [= вхождения в чувственный мир] и похождения [из него] душ …
ПРОКЛ. Комм. к «Тимею» 29а; I, 333, 28D: Древние называют космос пещерой [сp.: А 8; 31 В 120], тюрьмой [44 В 15] и гротом …
7. ПСЕВДО-ГАЛЕН (ПОРФИРИЙ). К Гавру, изд. Kalbfleisch (Abh. Веr. Akad., 1895), о. 34, 26: В этом усердствуют Нумений и толкователи аллегорий Пифагора, интерпретирующие реку Амелет у Платона [Гос., X, 621а], Стикс у Гесиода и орфиков и истечение (ἐχροή) у Ферекида как семя.
9. ГЕРОДИАН. Об особенных словах, II, 911, 23L.: Если же кто-нибудь говорит
88
«и Рея у Сиросца названа Ре (Ρῆ)», то пусть знает, что это его особенное употребление [сp. 64 В 10].
10. АПОЛЛОНИЙ ДИСКОЛ. О местоимениях, с. 65, 15 Schneider: И Ферекид в «Теологии», а также Демокрит [68 В 13 = 422, 829 Лурье] … чаще употребляют форму ἐμεῦ, а также ἐμέο [меня].
11. Там же, с. 93, 1: Слитные формы именительного падежа [местоимений ἡμεῖς, ὑμεῖς, σφεῖς = мы, вы, они] засвидетельствованы у ионийских писателей примерами из Демокрита [68 В 29 а=829 Л.], Ферекида, Гекатея [FGrHist 1 F 360; I, 45].
12. ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ, I, 119 (из А 1): Он говорил также что боги называют стол θυωρός [жертвенник].
13. ФИЛОДЕМ. О благочестии, 47 а 14 сл. (Henrichs, GRBS, 13 [1972], 79, 84) [после 3 В 5 и АБАРИС, В 1]: Другие считают отцом и матерью богов <Зевса и> Геру, Пин<дар полагает, что боги происходят от> Кибе<лы-м>атери в строках «<Госп>ож<у> Кибе<лу> мат<ь>» [фр. 80 Snell—Maehler], Фере<кид> <Си>росский …
13a. [FGrHist 3 F 177] ПЛУТАРХ. О лице на Луне, 24, 938 В [Жизни на Луне нет, так как сухость атмосферы исключает растительную пищу]: Если только — клянусь Зевсом! — мы не станем утверждать, что как Афина вливала в непринимавшего пищи Ахилла по капле нектар и амвросию, так и Луна, которую называют Афиной и которая действительно тождественна с ней, кормит [лунных] людей, ежедневно производя для них амвросию, как, по мнению древнего Ферекида, питаются боги.
Spuria
14. ИОАНН ЛИДИЙСКИЙ, II, 7: Ферекид и его последователи называли двоицу «дерзостью» (ὕβρις) и «порывом», называют ее и «мнением», так как истина и ложь — в мнении. Ср. 3 В 26.
(89)